Торговля и общепит растут

Иркутская область на четвертом месте в Сибири по росту оборота розничных продаж

Розничные продажи и общественное питание в Иркутской области постепенно возвращаются к положительной динамике. За восемь месяцев этого года оборот розничной торговли вырос на 11,8%, а общепита – на 6,7%. Кроме того, продолжается повышение потребительского спроса на непродовольственные товары.

 

20 тыс. торговых объектов

Как рассказала начальник отдела по информационно-аналитической работе службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Юлия Андреева, за восемь месяцев текущего года рост оборота розницы чуть превысил прошлогодние значения – 11,8% (по России рост 8%). В итоге у нас четвертое место по СФО и 14-е – по стране. Общественное питание тоже с положительной динамикой уже три года подряд. В 2023 году рост составлял 10,7%, с января по август 2024-го – 6,7%.

В регионе продолжают открываться торговые объекты крупных ритейлеров – сетей «Пятерочка», «Абсолют», «Хороший», «Экономия» и других, – отметила Юлия Андреева. – По данным муниципалитетов, на начало 2024 года в области насчитывалось порядка 20 тыс. торговых объектов. За год их количество увеличилось на 2,4%. Это говорит о росте конкуренции на потребительском рынке. По обеспеченности населения стационарными торговыми объектами у нас превышение минимального норматива в 2,6 раза.

Доля непродовольственных товаров в общем объеме розничной торговли продолжает расти, что свидетельствует об укреплении потребительской уверенности. За восемь месяцев 2024 года она составила 49,5% (в 2023-м – 47,6%). По продовольственным товарам пока есть данные только по прошлому году. В 2023-м отмечалось увеличение потребления мяса, рыбы, овощей, растительного масла, молока (на 3–4%), фруктов (на 9%). При этом жители области реже покупали хлебные продукты, сахар и картофель. Потребление яиц осталось на прежнем уровне.

 

Поддержка пищепрома

Первый замминистра сельского хозяйства Иркутской области Марина Кожарина рассказала о развитии пищевой перерабатывающей промышленности в регионе. Так, по ее данным, на сегодняшний день в этой отрасли работают порядка 900 производителей, многие из них – предприятия полного цикла: от поля до прилавка.

Мы видим ежегодную динамику роста объемов производства – по мясу птицы, муке, масложировой продукции, отдельным напиткам, – рассказала Марина Кожарина. –Безусловно, этому способствуют механизмы поддержки на федеральном и региональном уровнях. На федеральном – предприятия получают льготные инвестиционные, краткосрочные кредиты. На региональном помощь оказывается, например, в части субсидирования лизинговых платежей.

По данным замминистра, с 2020 года боле 30 предприятий Иркутской области приобрели лизинговое оборудование и технику для модернизации производства и расширения ассортимента продукции. Кроме того, регион выдает пищевикам гранты на проекты модернизации. Обязательное условие: 40% – собственные средства. Сумма субсидии – до 10 млн рублей. За последние пять лет выдано 34 гранта на общую сумму свыше 200 млн рублей. В результате был расширен ассортимент продукции в рыбной, плодоовощной, молочной, мясной, хлебобулочной и мукомольной отраслях.

Несмотря на то что у нас высокая концентрация перерабатывающих предприятий в крупных городах, производители в отдаленных населенных пунктах также получают поддержку, – добавила Марина Кожарина. – С этого года введена новая мера – средства на выдачу льготных займов через Фонд развития промышленности. Ее получили уже три предприятия – по производству воды, напитков и кормов для животных.  

Кроме того, региональная поддержка включает помощь производителей продуктов питания в участии в различных выставках, мероприятиях, чтобы «пищевики» расширяли рынки сбыта, находили новых партнеров, применяли современные технологии по снижению себестоимости продукции.

Острая необходимость стоит в импортозамещении, – говорит замминистра. – Наши предприятия к этому готовы. Когда с рынка ушли производители напитков иностранного производства, оказалось, что наши производители готовы выпускать продукцию даже лучше по потребительским свойствам и ниже по себестоимости. Наша продукция известна во многих регионах России, присутствует в 25 странах мира. Основные партнеры – Китай, Монголия, Южная Корея.

 

С начала 2024 года ценовая ситуация на продовольственном рынке региона стабильная и в целом соответствует общероссийским тенденциям.