«Тяга к большегрузам у меня в крови»
Первое золото из руды Сухого Лога, крупнейшего в стране месторождения по запасам благородного металла, было получено в сентябре этого года. Важное событие не только для Иркутской области, но и для России вряд ли бы состоялось без работников горнотранспортного цеха компании «Полюс Вернинское». К работе в карьере бодайбинского «Клондайка» допущены мастера высшей пробы. Один из них – водитель самосвала 140-тонника Сергей Зимонин. Как и многие его коллеги, он встретил День автомобилиста в дороге.
По примеру отца стал водителем самосвала
«Тяга к большегрузам у меня в крови. Я водитель самосвала во втором поколении», – так говорит о себе Сергей Владимирович. Его отец много лет управлял БелАЗом на Кранокаменском руднике. Предприятие добывало железную руду в Красноярском крае.
– Когда я был маленьким, отец часто брал меня с собой в кабину, откуда было все-все видно. А однажды он посадил меня за руль. Конечно, отец внимательно следил за мной. Сложно передать все эмоции, которые я испытывал, когда лет в десять или одиннадцать управлял махиной в 110 тонн! Несмотря на масштабные габариты, с самосвалом было легко справляться, – поделился воспоминаниями Сергей Зимонин.
Безусловно, никаких терзаний о будущем у него уже не было. Выбор профессии оказался очевиден – водитель большегруза. Хотя трудовую биографию он начал рабочим по выгрузке хлеба, потом был сварщиком в дорожно-строительном управлении. Учился вождению и сдавал на права в Добровольном обществе содействия армии, авиации и флоту России. Вернувшись из армии, продолжил работать в ДСУ, а затем по примеру отца устроился на Краснокаменский рудник.
– Ключи от БелАЗа получил не сразу. Сначала меня взяли сварщиком. Без отрыва от производства прошел обучение на вождение большегрузов. А когда уже присмотрелись ко мне, тогда доверили управлять транспортным тяжеловесом, – отметил Сергей Владимирович.
Его жизнь связана с компанией «Полюс» с 2005 года. До Вернинского он успел поработать на Олимпиадинском месторождении компании в Красноярском крае. Первую вахту Сергей Владимирович начал с управления 27-тонником. На следующую вахту его пересадили уже на 40-тонник. А когда он прошел дополнительные курсы, ему выдали ключи от 90-тонника. Постепенно повышая компетенции, приобретая полезные навыки и знания, Сергей Зимонин «вырос» до 140-тонника.
– Конечно, есть своя специфика в управлении большегрузом. Это не на легковушке по асфальту ездить. Хотя тот же руль, колеса крутятся, фары горят и сигнал можно подать. Но вес и габариты у карьерного самосвала значительно больше, соответственно и тормозной путь совершенно иной, – поясняет водитель.
Особенности карьерного вождения
На Вернинском Сергей Зимонин работает с 2017 года. Сегодня он управляет гигантом размером с двухэтажный дом. Это одна из самых больших машин, которую можно встретить в Иркутской области. Собственный вес самосвалов последнего поколения свыше 100 тонн, грузоподъемность – 142 тонны. Мощная техника оборудована системами управления, которые при эксплуатации помогают водителю в безопасном вождении: противобуксовочной, автоматического снижения скорости и другое.
– Преимуществ у крупногабаритной техники много. Например, кабина просторная – полная свобода действий. Внутри нет ничего лишнего, все по делу. Установлен климат-контроль, благодаря этому летом прохладно, зимой тепло. Система кругового видеобзора позволяет видеть все, что происходит вокруг. Это очень важно, поскольку в карьере одномоментно находятся и экскаваторы, и самосвалы, и погрузчики, и другая техника. А у нас есть еще и ночные смены, добыча золота не останавливается ни в дождь, ни в туман, ни в снегопад. В любое время суток и в любую погоду необходимо соблюдать все меры безопасности, – говорит Сергей Зимонин.
Надежным штурманом для всей горнотранспортной техники компании является автоматизированная система управления Wenco. Все машины оснащены датчиками, системами связи, бортовыми компьютерами, на которых отображаются данные по геолокации, маршруты движения, расположение мест погрузки и разгрузки, индивидуальные показатели машинистов и водителей.
– У меня в кабине стоит монитор, на котором отображается следующая информация: скорость движения самосвала, вес загрузки, уровень топлива, давление в шинах и т.д. Если я не знаю, где находится место разгрузки, допустим, куда отвезти вскрышу – пустую породу, то могу воспользоваться картой. Причем система сама выстроит удобный маршрут. Бывает так, что водитель долго работает со вскрышей, а его внезапно поставили на руду, которую нужно везти на золотоизвлекательную фабрику. А он по привычке поехал на отвал. Wenco выдаст предупреждение, что машина сошла с маршрута. Получив такой сигнал, водитель выстроит верную траекторию движения, – привел примеры водитель самосвала.
Сергей Зимонин, как опытный наставник, обучает новичков. Будущих коллег он знакомит с особенностями управления транспортом в карьере, рассказывает про скоростные режимы на территории ГОКа, делится принципами культуры производства. Кстати, он в прошлом году занял второе место во внутрицеховом конкурсе среди водителей 140-тонников на Вернинском.
– По теории надо было ответить на вопросы, их около 30 было. Практическая часть конкурса состояла из испытаний по вождению. На полигоне организовали трассу с препятствиями. Участники показывали, насколько они виртуозно могут проехать «змейкой», заехать в гараж, сделать разворот и т.д. Главное – надо было все сделать точно и аккуратно, и по времени опередить соперников, – рассказал водитель самосвала.
Сергей Зимонин убежден: чтобы стать водителем большегруза, надо просто любить технику, выполнять свою работу качественно и добросовестно. В этой профессии, по его словам, нет случайных людей.
– В честь Дня автомобилиста коллегам хочу пожелать, чтобы техника не подводила, чтобы дома ждали и любили. Пусть дороги будут безопасными, а горизонты ясными. И традиционно для всех водителей: ни жезла, ни гвоздя! – поздравил Сергей Зимонин.
– В современном мире точность и качество транспортных перевозок позволяют реализовывать масштабные проекты. За бесперебойной работой автогигантов, позволяющих перевезти руду из карьера на склады, грузы к месту назначения, стоит нелегкий, но такой незаменимый труд многих специалистов – водителей, механиков, автослесарей, диспетчеров, инженеров, руководителей.
Обновление парка техники позволяет нашей компании справляться с ростом объемов перевозок, добывать для страны еще больше золота. Внедрение передовых технологий помогает эффективно выстраивать маршруты движения, контролировать расход топлива и технические параметры машин. Это позволяет водителям чувствовать себя комфортно за рулем.
Желаю всем причастным к празднику работников автомобильного транспорта богатырского здоровья, безаварийной работы, благополучия. Пусть вам всегда везет!
Игорь Цукуров, управляющий директор компаний «Полюс Вернинское» и «Полюс Сухой Лог».
Реклама. АО «ПОЛЮС ВЕРНИНСКОЕ»