Без батюшки – никак
Настоятель Александро-Невского храма больше 25 лет служит войсковым священником.
В октябре исполняется 25 лет с тех пор, как протоиерей Марк Косолапов стал настоятелем Александро-Невского храма в Иркутске. Многим иркутянам он известен как батюшка-байкер. А еще он служит войсковым священником Иркутского войскового казачьего общества и преподает на факультете религиоведения и теологии в ИГУ. О своем пути к вере и об одной из самых ярких традиций – байкерском крестном ходе, отец Марк рассказал «Областной».
С отцом Марком мы встретились после воскресного молебна Александру Невскому, которому посвящен этот приход, открывший свои двери верующим в 1999 году. По соседству раздаются детские голоса – это ученики воскресной школы. Они идут на занятия через храм.
Студентом-физиком был, о Боге не задумывался
– Расскажите, как начался ваш духовный путь? Думали ли о том, что настолько тесно будете связаны с верой?
– Студентом-физиком был, родом из светской семьи. Единственное что, у бабушки иконы были, молитвы она утром и вечером читала. Отслужил армию, женился, дочку родили, события подтолкнули задуматься о Боге. Долго это длилось, года два решали. Только после этого пошел креститься, а жена и дочка раньше крестились. Когда получил диплом, уже шла подготовка к священному сану.
– А где учились?
– Раньше можно было при храме пройти стажировку, в Епархии смотрят, понимаешь или нет, рукополагают и направляют. Тогда ведь был дикий голод на священнослужителей. Вся Епархия была около 25 священнослужителей, а сейчас храмов только за 25 и в каждом по два-четыре священнослужителя. В Крестовке (прим. Крестовоздвиженская церковь) я диаконом четыре месяца был, там же два месяца священником и первое назначение – в Бодайбо. Не успел приехать, а тут Смирнов Сергей Александрович, тогда атаман Бодайбинской станицы, зовет на круг: «Без батюшки – никак». Это был 1997 год, мое первое назначение и сразу же с казаками. Служил в Бодайбо ровно два года.
– То есть уже тогда начали окормлять казаков?
– Был станичным священником, потом в Иркутском, теперь в Прибайкальском округе – окружным священником. С 1997 года по всем ступеням прошел до войскового. Казаки четко знают, что они – православные. Редко такое где встретишь.
– Кроме Бодайбо, куда еще Иркутская Епархия направляла вас?
– В Чуну ездил, прослужил месяца три-четыре, оставаясь при Александро-Невском храме. Приезжал туда на субботу-воскресенье. Привели в порядок приход и отдали.
О Боге – самым маленьким
– При Александро-Невском храме с 2000 года действует воскресная школа, расскажите о ней.
– Это самая большая воскресная школа в Иркутске, у нас 15 педагогов, каждый ведет свое направление: богословские, практические, но церковно ориентированные занятия, музыка. Первые года два мне было не совсем понятно, как и чему учить, но Владыка Вадим направил в Православную женскую гимназию преподавать Закон Божий. Там получил первый опыт как учить.
– Сколько у вас учеников сейчас?
– Первые лет 10 учащиеся все пребывали и пребывали, а последние лет 10 остановились на цифре 320 учеников. Половина – дети, половина – взрослые. Воскресная школа работает по субботам и воскресеньям. Ограничена она только площадью – желающих много, но приходится отсеивать. Среди выпускников есть те, кто решили продолжить обучение в семинарии. Двое стали священниками.
Молитва в дороге
– Вы совершаете крестный ход на мотоцикле. Как возникла идея такого формата? Как познакомились с байкерским сообществом?
– Одним из инициаторов открытия Александро-Невского храма выступил Театр народной драмы. Там есть архитектор по образованию Вадим Владимирович Семенов, он же строит иркутскую иордань вместе со своими учениками. И вот он сел на мотоцикл. Я ему предложил идею – провести байкерский крестный ход. Через три дня приезжают толпой: «Рассказывай, что это такое». Пошел к Владыке Вадиму благословение брать. Владыка спрашивает: «А ты сам-то как?». А я с детства на мотоцикле, деревенский парень. Владыка благословил. Первый крестный ход в 2009 году был пассажиром, а с 2010 года уже сам сел за руль.
– Кто открывает крестный ход, какой у него маршрут?
– Вообще, это целая проблема – закрепить икону на мотоцикле. У кого получится, тот и едет. Так что первой едет икона. Много прошло байкерских крестных ходов, в разные храмы приезжаем. В Ангарск ездили, в Листвянку, но это уже далековато – расстояния у нас немаленькие, а люди из Усолья приезжают.
Начали, когда было 22–23 мотоцикла, самый пик – 120. Устоявшаяся цифра – 60–80, для города этого достаточно, заметно и видно, но не обременительно. Байкерам здесь особо никуда не поехать, это за Урал перебираться надо. Просто так мотаться скучно, а тут появляется серьезное мероприятие. Байкеры к нему очень трепетно относятся.
В храм приходят участники СВО?
– Естественно, и казаки есть. Наши дети отправляли посылки, писали письма. Одну из этих посылок получил боец-иркутянин. Когда сюда вернулся, пришел в храм, чтобы поблагодарить. Сказал, что там их это очень сильно поддерживает.
– Почему люди, побывавшие на СВО, в горячих точках, приходят к вере, на ваш взгляд?
– Вопрос жизни и смерти на войне перед человеком стоит особенно сильно, и он делает выбор прийти к Богу.