30.10.2024 17:42
Рубрики
Общество
30.10.2024 17:42

Об адаптации первоклассников к школе рассказали в пресс-центре газеты «Областная»

30 октября в пресс-центре газеты «Областная» состоялась пресс-конференция на тему: «Особенности адаптации первоклассников к школе».  

– Адаптация, это перестройка организма к меняющимся условиям, чтобы сохранить гомеостаз, – рассказал психолог,  председатель регионального сообщества педагогов-психологов Иркутской области, сертифицированный НЛП-мастер, руководитель социально-психологической службы школы № 23 г.Иркутска Гавриил Радионов, – Адаптация к школе, это перестройка под новые требования и порядки, правила поведения, режим дня. Адаптация бывает физиологическая (режим дня, питания, активности) и психологическая (привыкание, выработка на эмоциональном уровне привычки к новому режиму, взаимодействию с новыми людьми). Если ребёнок в течение полугода не прошёл адаптацию (нормальный срок адаптации – от двух недель до полугода), то у него появляются нежелание ходить в школу, хроническая неуспеваемость, проблемы с поведением. Словом, саботаж учебного процесса.

Помочь ребёнку адаптироваться в школьных взаимоотношениях и общении можно технически и психологически.

Вначале стоит пообщаться с ребёнком. Дети – очень хорошие наблюдатели, но у них есть трудности с интерпретацией наблюдаемых фактов. Условная Маша думает, что с ней не хотят общаться. Стоит выяснить, как она это поняла, что пыталась сама сделать. Потом проговорить стратегии, как можно начать коммуникацию, либо найти причину, по которой общение не получилось. Родители могут рассматривать два варианта: либо технически, например, поменять класс или школу, или работать с помощью специалистов с той причиной, которая не даёт выйти в коммуникацию. Зачастую, любопытство со стороны одноклассника воспринимается как агрессия. А защиту себя одноклассники не поймут как причину и начнут сторониться. Чтобы ситуацию исправить, можно привлечь школьного психолога, социального педагога, провести внутри класса мероприятие, которое поможет сблизить нашу условную Машу с другими одноклассниками, помочь ей раскрыться. То есть технически мы создаём условия, не меняя внутренние настройки, а психологически прорабатываем внутренние преграды нашего ребёнка, которые мешают ему свободно общаться.

У ребёнка уже есть определённые триггеры, то есть пусковые механизмы определенных реакций, например на то, что его обзывают.

Стоит найти их  первопричину – тип темперамента или сценарий поведения, где он видел такую бурную реакцию и взял её за основу. Родителям необходимо отследить сначала внутри себя, в каких ситуациях они бурно реагируют и почему. Если ребенок не конфликтный, можно предложить что он терпит, сдерживается и когда уже накипело, срывается. Ребенку нужно показать, как действовать в ситуации, с которой он не может справиться. Задача родителей – донести проблему, задача школы – помочь разобраться.

Родители не должны встревать в разборки детей пока они сами могут решить вопрос. Когда ребёнок видит, что его начинает ругать родитель другой стороны, для него это потенциальный повод чувствовать себя более уязвимым. Диалог нужно организовывать только совместно с родителями и детьми обеих сторон. Донести ребёнку позицию другого родителя необходимо. Не менее важно донести до учителя позицию своего ребенка, условия при которых он занял эту позицию. Важно донести, что обижаться сейчас не стоит, а договориться, как дальше взаимодействовать – наша задача.

Проблема адаптации  в том, что ребенок не знает, как поступить в трудных ситуациях и действует так, как привык по одному проверенному сценарию. Эту картину мира стоит расширять.

Мы всегда взываем ребёнка к мышлению и ребёнок, получая вопросы, начинает искать ответы. Взрослые не всегда должны давать готовые решения, нужно стимулировать ребёнка к размышлению, чтобы он вырабатывал ответ, применял и пробовал его. Мы тренируем у ребёнка ассертивность через техники, личный пример или через работу с психологом, чтобы он мог чувствовать себя устойчивым. Определенные качества формируются в среде, где ребенка научили быть таким, какой он есть и чтобы качество трансформировать, нужно с ним работать в среде, где это качество сформировалось.

Родителям необходимо организовать взаимодействие нескольких специалистов для работы с детьми с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Такой ребёнок, возможно, нуждается во внимании невролога или детского психиатра.

Ситуация в городе и области со школьными психологами очень разнообразная. Сфера ответственности психолога сейчас настолько широка, что он отвечает за очень многие задачи.

Если ребёнку скучно в школе, можно предложить подумать вместе, как организовать условия – переход в другой класс или школу. Но важно и задать ему вопрос: есть ли гарантия что в другой школе этого не повторится, не убегает ли он от проблем. Важная задача – найти первопричину и её откорректировать. И здесь нужна помощь специалиста.

Гавриил Родионов также ответил на многочисленные вопросы о школьной примирительной службе, о проблемах работы психологов в сельских школах, о важности формирования ответственности школьников за свои решения, и поддержке родителями этих решений, а также о том, как сплотить детский и родительский коллективы.