Урок на языке предков
А еще в двух школах Осинского района открыты профильные психолого-педагогические классы – в Осинской школе №2 и Улейской школе. Здесь учатся потенциальные студенты педколледжа.
Возможности мастерских
– Сложнее всего нам приходится с выпускниками школ, где не было преподавания бурятского языка. Студенты, например, из Осинского района, напротив, приходят уже подготовленными. Также сильные в языковом плане студенты приезжают к нам из Бурятии, – пояснила Тамара Романова.
Педагоги говорят – выпускники с новой квалификацией преподавания на родном языке без работы не останутся. Уже сегодня в школы округа требуются десятки педагогов, в том числе родноведов.
– Студенты мотивированные, они понимают свою ответственность и стремятся работать по профессии, – рассказала педагог Наталья Замбулаева. – Наши занятия ориентированы на практику, много внимание уделяется изучению опыта учителей. Ребята пишут курсовые работы по вопросам применения интересных методов и технологий в обучении.
В педколледже открыты новые мастерские, созданные по нацпроекту «Образование». Здесь проводятся профессиональные пробы, демонстрационные занятия, курсы повышении квалификации. Ребята из села Улей под руководством Натальи Замбулаевой занимаются два раза в месяц. В рамках программ, интерактивов их знакомят с профессией учителя, помогают развивать интеллект и навыки, учат создавать презентации и работать в команде.
Стать транслятором культуры
Студент Олег Жевнов о будущей профессии рассказывает охотно:
– Нравится сама методика преподавания. Поэтому все предметы кажутся интересными. К сожалению, в моей школе бурятский язык не преподавали, но я планирую использовать все возможности для его изучения.
Студентка Анастасия Халбаева из Эхирит-Булагатского района любит детей и всегда метала стать педагогом. Она хорошо знает родной язык, читает бурятскую литературу и по окончании педколледжа мечтает вернуться преподавать в родное село Алужино.
Студенты используют для учебы электронные образовательные ресурсы, современные технологии. Помимо обязательных дисциплин, в педколледже есть внеурочная работа, развит спорт, работают театральный кружок, вокальная студия, хореографический коллектив. В этом году добавились национальные виды спорта – «Шагай Наадан», шахматы шатар.
– Учитель на родном языке должен быть транслятором культуры, знать обычаи, традиции бурятского народа, – говорит Наталья Замбулаева. – Сегодня перед моими студентами поставлена задача создать проект по популяризации бурятского языка внутри колледжа.
Для этого планируют использовать местное радио, театральные постановки, переводы мультфильмов и рекламы на бурятский язык. А еще студенты предлагают включать на переменах музыку бурятских композиторов.
И, конечно, преподаватели настаивают – чтобы сохранить родное наречие, надо разговаривать на бурятском языке дома и в кругу друзей.
Анатолий Прокопьев, заместитель губернатора Иркутской области – руководитель администрации УОБО:
– В Усть-Ордынском Бурятском округе количество школ с изучением бурятского языка увеличилось с 78 до 86, детских садов – с 49 до 58. Это стало возможным за счет реализации программных мероприятий по материально-технической поддержке кабинетов бурятского языка, выпуску учебно-методических пособий нового поколения и внедрению новых образовательных проектов. Двери школ и детсадов будут открыты для студентов Боханского педколледжа. Потому что в настоящее время профессия учителя-родноведа очень востребована не только в УОБО, но и в семи школах других районов Иркутской области, где компактно проживает бурятское население.