Алина Ростоцкая: Мне важно передать любовь

В числе главных гостей музыкального фестиваля «Джаз на Байкале» – Алина Ростоцкая – одна из самобытных представительниц импровизационной сцены, лауреат международных конкурсов, полуфиналистка телевизионного проекта «Большой Джаз» на телеканале «Культура». В Иркутск ее пригласили в качестве председателя конкурса начинающих исполнителей, здесь же она выступила с концертом и дала интервью газете «Областная».

 

– Алина, в музыкальной индустрии, в частности в джазе, большая конкуренция. Ваш совет начинающим исполнителям – как стать успешным в этой сфере?

– Я не понимаю, что такое конкуренция в музыке. Мне кажется, что каждый человек, который трудится и стабилен в своем желании идти вперед, добьется успеха, даже если не сейчас, не сегодня, то завтра, послезавтра. Чтобы достичь высот в музыке, нужно посвящать всего себя этому. Совершенствовать исполнительское мастерство, владение инструментом, импровизационное мышление, артистизм. Важна и просто работа над собой: когда мы выходим на сцену, если мы где-то сомневаемся, боимся, это всегда будет слышно.

 

– Для чего вы выходите на сцену? Что вам важно дать зрителю?

– Пожалуй, мне важно передать любовь – так, как я ее чувствую и понимаю. Передать то, что меня трогает, вдохновляет, и поделиться этим с людьми. Это может быть общение с семьей, детьми, это может быть общение с какими-то людьми, которых я встречаю на пути. Какое-то вдохновение от природы, то есть то, что меня окружает, я пропускаю через себя, переплавляю это в музыку и этим делюсь с людьми.

 

– Ваш муж ведь гитарист. Когда в семье два музыканта, это сближает? У вас много совместных проектов?

– Макс играет практически во всех моих проектах. И в Иркутске со мной он тоже выйдет на сцену. Мы помогаем друг другу. Он очень интересно, творчески может обрамить мои идеи. Всегда поддерживает. Помогает мне с нотированием – когда нужно расписать ноты на каждого участника коллектива, он делает это быстрее и эффективнее, чем я. И, конечно, очень помогает, когда верит в нашу музыку, в минуты, когда я в ней сама начинаю сомневаться.

 

– У вас двое детей. Обучаете ли вы их музыке?

– Наши дети не получают музыкальное образование, но старшая дочь поет. Она занимается музыкальным театром в школе, и она, естественно, растет в музыкальной среде, как и младшая дочь, и благодаря этому, я думаю, она все возьмет, что ей нужно, а дальше она сама решит, будет этим заниматься или нет. Мы не давим в плане выбора. Показываем ей разные инструменты. Она тоже творческий человек. Занимается театром, танцами, языками… Если захочет в какой-то момент освоить инструмент, мы порадуется и поможем ей в этом деле. Конечно, для общего развития, я считаю, что это потрясающе – давать детям музыкальное образование. Как инструментарий для работы мозга – отлично, расширяется и кругозор, формируется мышление определенное.

 

– Случалось ли вам видеть, что ребенка считали «непригодным» для музыки, а потом он неожиданно раскрывался?

– Когда я работала в школе, брала детей не интонирующих, то есть которые не попадали в нотки, не слышали. Не было координации: слышу-воспроизвожу. Через год – полтора некоторые из них стали солистами, могли успешно все показывать: интонировали, артистизм – все, что нужно. Мы никогда не знаем заранее. Дети, если ты их сильно любишь, если ты в них вкладываешься, если ты им даешь, даешь, даешь, что-то из этого иногда прорастает фантастическое, но никогда не знаешь заранее.

 

– Вы получили классическое образование как пианистка, окончили музыкальную школу с отличием, но не стали классическим музыкантом, почему?

– Я из музыкантской семьи, и был такой небольшой прессинг в плане академической традиционной школы фортепианной. Я в целом хорошо отношусь к академическому музыкальному образованию, но немножечко оно меня травмировало. Мне пришлось отойти от музыки на несколько лет, чтобы понять, хочу ли я ей заниматься дальше или нет… Еще в детском возрасте у меня были зачатки импровизационного мышления, но академическое образование не подразумевает никакого развития этих навыков. Я все время хотела к Баху что-нибудь приделать. А мне говорили: «Ты врешь текст!». А я отвечала: «Но также красивее!». Свою потребность исследовать самой, писать, придумывать я не могла реализовать в традиционной музыкальной школе. При этом у меня были потрясающие педагоги по разным дисциплинам, и я благодарна им за то, что они дали видение, кругозор и понимание, как устроена академическая музыка, народная, духовная.

 

– Без продюсера музыканту реально пробиться?

– Если регулярно выпускать работы, если классные снимать к ним видео, то аудитория автоматически прирастает к тебе. Без продюсера реально, но для этого нужно что-то делать. Вкладывать ресурсы, в том числе финансовые, поэтому мы занимаемся много чем одновременно: преподаем, играем – и на джазовой сцене, и на инди сцене, и с моим проектом Motilda. За счет такого широкого спектра удается выпускать новые работы.

 

– Вы исполняете музыку самых разных стилей: инди, поп, электроника, джаз… А есть в этом разнообразии какое-то любимое направление, в котором вы, может быть, лучше всего смогли себя реализовать?

– Трудно выделить одно. Для меня музыка вообще не делится на какие-то сегменты, у меня нет потребности положить ее на какую-то полку стилистически, и на моих концертах звучат и джазовые штуки, и авторская музыка, которую вообще трудно стилистически как-то определить, назовем условно – авторский джаз. Это также аранжировки народной музыки. Мне интересен веер всего. И мне кажется, это тоже такой способ познания себя как музыканта и как человека. Через разный материал я узнаю о себе что-то новое, о мире и делюсь этим. Есть люди, которым важно чем-то одним заниматься. Я их уважаю. Например, играют традиционный джаз 20–30-х. Если это их большая любовь, отлично.

 

– Направление инди подразумевает свободу. Для вас свобода – что это?

– Это когда ты честен с собой и с людьми. Вот и все, ничего не надо выдумывать лишнего. Просто транслируешь то, что для тебя ценно и важно, то, что тебя самого цепляет и трогает, и делишься этим.

 

– Как вы придумываете музыку: озарение или дисциплина?

– Иногда – снизошло, озарило, но чаще – нужно просто себя усаживать за инструмент, тогда вероятность, что что-то придет, увеличивается. Но перед тем, как что-то создать, нужно создать для этого какое-то пространство – внутри себя и вокруг себя. Собирать какие-то вдохновляющие вещи. Какие-то идеи можно черпать за пределами музыки: искусство кино, живопись, то есть собирать материалы, кусочки пазла, которые потом станут чем-то – инструментарий. Самое главное – быть человеком чувствующим. Все рождается из состояния и опыта.

Материал газеты «Областная» № 125 (2767) от 6 ноября 2024