Дорога детская – профессии взрослые!
8 ноября Детская железная дорога в Иркутске отметит 85-летие со дня основания. Тысячи школьников получили здесь первый опыт работы, приобрели новые знания и полезные навыки. Главное – нашли дело своей жизни и связали судьбу с железными дорогами. Один из них – Алексей Михайлович Шабанов. Он является начальником детской железной дороги, структурного подразделения Восточно-Сибирской железной дороги – филиала РЖД.
– Алексей Михайлович, сколько сегодня детских железных дорог в России? Кто стал инициатором строительства такого сооружения в Иркутске?
– В нашей стране действуют 25 детских железных дорог, еще один проект реализуется в Перми. Сначала идеей строительства в Иркутске загорелись юные транспортники. Они даже начали делать макет дороги своими руками во Дворце пионеров, но, конечно, мечтали о появлении настоящего железнодорожного пути. Эта идея была поддержана руководством города и ВСЖД. Сотни комсомольцев в свободное от работы время брали ломы, лопаты, носилки, тачки и шли исполнять мечту. Торжественный запуск детской железной дороги состоялся 8 ноября 1939 года.
– Вы тоже являетесь выпускником Детской железной дороги?
– Конечно. Когда я сам был юным железнодорожником, та детская дорога располагалась в предместье Рабочем на берегу реки Ушаковки. Потом было принято решение перенести ее к островам – Юность и Конный. В то время руководителем был Валентин Иванович Красюков. Своим примером он вдохновил меня стать локомотивщиком. Кстати, изначально протяженность детской железной дороги в Иркутске составляла 1,8 км, сегодня это 4,1 км с тремя станциями – Солнечная, Родники и Ангара.
– Какой подвижной состав используют на детской дороге?
– Детские дороги максимально приближены к своим прототипам, то есть железным дорогам общего пользования. На них, насколько это возможно, используется такое же оборудование, как и на стальных магистралях. У нас это тепловозы для узкоколейной колеи 750 мм – ТУ-2, ТУ-7, ТУ-10. На дороге курсирует состав «Сибирячок» из семи вагонов. Движение поездов по многолетней традиции символично начинается с 9 мая и продолжается до конца августа. В день производится отправление семи рейсов. Только за один сезон 2024 года по детской железной дороге в Иркутске было перевезено почти 30 тыс. пассажиров.
– Чему именно учат юных железнодорожников?
– Обучение проходит с 5-го по 11-й классы. В настоящее время у нас занимаются около 1000 школьников, которые проходят подготовку по различным профессиям. Ребята могут быть проводниками, путейцами, дежурными по перрону, электромеханиками, машинистами, диспетчерами и многими другими. На время практики юным железнодорожникам выдается форма в традиционных фирменных цветах РЖД. Дети исполняют все те же обязанности, как и взрослые на большой железной дороге.
Кроме того, техническое творчество у детей развивает Кванториум. Занятия ведутся по четырем направлениям: «IT-квантум с элементами ГЕО», «Промдизайнквантум VR/AR-квантум» (дополненная и виртуальная реальность), «Хайтек». Это помогает стимулировать интерес у школьников к инновациям и высоким технологиям.
– С чем связано будущее детской железной дороги?
– Один из перспективных проектов касается поезда будущего, его разрабатывают в Москве. Речь о подвижном составе, который максимально напоминает Сапсан. Такой проект РЖД включает все системы жизнеобеспечения, включая разъемы для зарядки смартфонов, Wi-Fi, кондиционеры, биотуалеты, улучшенную энергодинамику. Для будущих профессионалов нужна техника нового поколения.
Реклама Восточно-Сибирская железная дорога-филиал ОАО «РЖД»