Когда хобби становится работой

В отдаленной деревне действует мини-завод по производству маленьких копий автомобилей

О крошечном Виленске Нижнеудинского района, уверен, знают немногие в Приангарье. Однако об этой деревне говорят даже в других областях России, преимущественно коллекционеры, собирающие уменьшенные модели ретроавтомобилей. Именно в Виленске живет умелец Аляксей Кухта, который по заказу занимается штучным производством уменьшенных копий таких машин.

 

Дорога на родину предков

Села Иргей, Марга, Виленск, входящие в Иргейское муниципальное образование, роднит происхождение. Здешние земли в начале прошлого века по Столыпинской реформе приехали обрабатывать выходцы из Гомельской области. Белорусскую речь нередко можно слышать и сегодня, а еще имена. Нашего героя, к примеру, зовут АлЯксей, он родился, учился, работал учителем истории в Иркутске, но однажды, говорит, потянуло на земли предков. Это первая причина, а вторая – хотелось сельского уединения, тишины и покоя. Аналогичное настроение было у жены Аляксея, восемь лет назад они покинули областной центр, выбрав сначала Иргей. Через четыре месяца перебрались в Виленск, сняв там домик.

 

– Аляксей, мне интересно, каким вы видели свое будущее, переезжая в глухую деревню?

– Откровенно, какой-то четкой картины относительно будущего у нас не было. Как вариант, планировал пойти работать к фермерам, наняться трактористом, пахать поля, но вскоре возник небольшой проект по заготовке и обработке иван-чая. Побывали на производстве у товарищей, посмотрели, как ферментируют чай, полезные ссылки в интернете полистали, начали потихоньку пробовать сами и уже восемь лет этим занимаемся.

 

– Для производства чая нужны определенные площади, и потом его надо успеть собрать в ограниченные сроки, как справляетесь?

– Площади для ферментации небольшие. Две фанерных сушилки поставили с простенькими нагревателями и самодельный аппарат для скручивания листа. Под все производство, ну, может быть, 15 квадратных метров задействовано, примерно столько же отдано под хранение готового чая. С заготовкой сырья местные помогают, у них принимаем.

 

Мечтая о железных игрушках

– Вот вы живете в деревне, производите чай, и вдруг в какой-то момент вас осеняет – а не заняться ли производством уменьшенных копий машин? Если брать во внимание чай, то это совершенно разные проекты, как решились взяться за новое дело?

– Угадали, примерно так и случилось. Однако у этого проекта есть своя предыстория. Когда мне было лет 17−18, мы с однокурсниками вспоминали, какие крутые раньше были игрушки у пацанов – железные грузовики. Вот было бы здорово возобновить такое производство, надоел всем этот пластик. Помню, мой друг еще сказал, кто реализует эту идею, тот будет богатым человеком. Ну вот, прошло лет 15 после того разговора, и я решил затеять такое производство. Правда, богатым человеком стать пока не удалось, но в целом мне нравится.

 

 

Молоток и наковальня – первый инструмент

– Даже небольшое производство – это материалы, чертежи, технология, люди. Каким был ваш первый шаг?

– В магазине купил модель автомобиля ГАЗ-АА образца 1932 года выпуска в масштабе 1:35, обмерил штангенциркулем. Пересчитал на другой масштаб, тогда сложилась примерная картинка, какого размера нужны детали. Но дело застопорилось из-за того, что не было подходящего материала и нужных инструментов. И уже через полгода, наверное, от отчаяния, я взял ржавый лист, ножницами сделал выкройки, с помощью молотка на наковальне собрал первый экземпляр. Получился очень кривой, совсем не похожий на оригинал грузовичок, сейчас им дети играют. Вторая машина, сделанная также на коленке, получилась уже лучше, но и она была слишком далека от идеала. Тем не менее прогресс был очевиден. Пришло понимание, что кроить металл следует не вручную, а путем штамповки, как на настоящих заводах. Но автоматически возник вопрос: где взять формы, где купить, сколько они стоят? Ответ оказался неожиданным – сделать самому. Несколько месяцев ушло на изготовление штампов, и только через полгода появилась первая машина, которую я называю серийной. Процесс совершенствовался, чертежи я обрабатывал уже на компьютере, параллельно обратился в мастерскую, где с помощью лазерной резки изготовили штампы. Только тогда появился автомобиль ЗИС-5, который был очень близок к настоящим пропорциям, но все же, считаю, грузовичок еще не дотягивает по-настоящему до масштабной модели.

 

 

 

– Хорошо, процесс пошел, машина нужного качества получилась, но ведь ее предстояло продать, каким образом вышли на рынок?

– Машину выставили в Иркутске, в магазине, где продается различное рукоделие. До этого мы сотрудничали с торговой точкой, поставляя иван-чай. Машина простояла всего несколько дней, на нее обратил внимание иркутский коллекционер Александр Баракин. С этого началось наше знакомство, и сейчас в его коллекции больше всего моих машин.

 

 

А еще я окончательно пришел к выводу, что мои автомобили гораздо больше интересуют коллекционеров, чем мужчин, которые просто ностальгируют по своему детству.

 

ЗИС и ГАЗ

– С металлической частью все понятно, а где берете резиновые колеса?

– Колеса научился также изготавливать сам по традиционной технологии путем запекания сырой резины в форме, примерно, как делаются настоящие колеса. В сухом остатке для очередной модели покупаю только всякую мелочь – шайбы, заклепки.

 

– Сколько моделей удалось выпустить за это время?

– Около двух десятков наберется. На самом деле автомобиль марки ГАЗ-АА выпускался в огромном количестве модификаций, я читал, что по этому критерию он является мировым рекордсменом – более тысячи вариантов всякой разной техники монтировалось на его шасси. Половина моего модельного ряда – это разные вариации ГАЗ-АА. Аналогичная ситуация с ЗИСами, там тоже достаточно много вариантов. Среди наиболее интересных модификации ЗИС-6 ПАРМ – походная авторемонтная мастерская. А еще пожарные автомобили – один с длиннющей раздвижной лестницей и машина с бочкой, с расширенной кабиной для пожарного расчета.

Самая последняя, самая масштабная, самая трудная моя разработка – городской автобус ЗИС-8, считаю его вершиной своего творчества на данном этапе.

 

По пожеланиям коллекционеров

– Новая модификация, это больше ваш личный выбор или пожелание заказчика?

– По-разному. Иногда делаю по своей инициативе для расширения ассортимента, нередко с конкретными запросами обращаются коллекционеры.

 

 

К сожалению, иногда приходится отказывать из-за сложности модели. Для примера, попросили изготовить автобус ЗИЗ-16, а эта модель очень обтекаемой формы, требовались довольно сложные штампы. Подобный заказ пока не осилил, и когда смогу сделать, не берусь даже предполагать.

Другой заказ – автобус ЗИС-8 – полностью инициатива Юрия Грозмани из Калининграда. В городе есть авторетро-клуб, он сотрудничает в Петербурге с музеем Горэлектротранса. У них там сейчас уже выставлен один мой автобус. Короче говоря, вот это полностью была его инициатива. Он снабжал меня всякими чертежами, которые сумел добыть у реставраторов, присылал много фотографий автобусов. У него отец работал когда-то очень давно в Петербурге на таком автобусе, есть фотографии из семейного архива. И вот, совместными усилиями с теоретической поддержкой мне удалось изготовить этот автобус. Несколько экземпляров уже есть и поступают заказы на новые.

 

– Каким образом о вашем увлечении узнали коллекционеры, через соцсети?

– Да, хотя специально рекламой не занимался. Помню, сначала просто залил несколько фотографий ретроавтомобилей и написал, что мечтаю изготовить масштабные модели машин. Народу идея понравилась, посыпались советы, как и что делать, какую сварку применять. Одна соцсеть дала настолько большой поток коллекционеров, что они в итоге выстроились в очередь, ждут по несколько месяцев. Основная проблема – в медленном темпе производства, увеличить который пока не представляется возможным.

 

Еще хобби или уже работа?

– В среднем сколько уходит времени на изготовление одной машины?

– Вопрос довольно сложный. Поначалу бывало, что от двух до четырех недель уходило на изготовление одной машины. Многое зависит от сложности модели. Сейчас появилось кое-какое современное оборудование, темп начинает увеличиваться, надеюсь, что скоро смогу за неделю выпускать две машины.

 

– Выпуск миниатюрных автомобилей – это уже ваша работа или все еще хобби?

– Пока ни то ни другое. Мне все-таки хочется, чтобы это было хобби, превратившееся в настоящее дело, но пока назвать его так не позволяет масштаб производства. Будем считать данный период переходной стадией.

 

 

– Если не секрет, сколько выпущено уже машин с серийными номерами?

– Нет, не секрет: 38 автомобилей марки ЗИС и 75 ГАЗов. На сегодня география моих покупателей – от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Кыргызстана и Эстонии.

 

– Кто стал обладателем первой машины?

– Самую первую машину, которую выстучал буквально молотком на наковальне, приобрел иркутский коллекционер Александр Баракин, а первую серийную машину, изготовленную с помощью штампов, купили владельцы частного музея в Липецке. Большая часть моих покупателей – жители Москвы и Петербурга.

 

«Жду, когда подрастут сыновья»

– Нет идеи создать полноценный коллектив единомышленников-автомобилестроителей?

– Для этого нужна соответствующая материальная база, автоматизированное производство, хороший сбыт. Буду ждать, пока подрастут мои сыновья. Старшему шесть лет, среднему четыре года, младшему полгода.

 

 

– Старшие интересуются производством, или пока только нравится покатать готовую машинку?

– Все, что они пока могут, – с помощью гидравлического пресса пропечатать на листе металла какой-нибудь рельеф, например, от гайки. Надеюсь, когда подрастут, то заинтересуются всерьез.

 

– А как односельчане относятся к вашему увлечению, как вообще о нем узнали?

– В деревне все про всех знают. Приходили, устраивали экскурсии, удивлялись. Спрашивали, сколько стоят такие машины? Мне кажется, по сельским меркам это достаточно высокие цены.

 

– Чем народ в Виленске занимается?

–У фермеров работают, на вахту ездят, в тайгу ходят – такая схема сегодня, наверное, во многих селах.

 

– Мастерская рядом с домом оборудована?

– Нет. Дом снимаю на одной улице, а мастерская расположена на соседней, там участок, на котором собираюсь строить дом. В мастерскую хожу каждый день как на работу. По сути, на сегодня это и есть моя работа.