О применении закона о побочных продуктах животноводства рассказали в пресс-центре газеты «Областная»
12 ноября в пресс-центре газеты «Областная» состоялась пресс-конференция на тему: «Вопросы реализации Федерального закона о побочных продуктах животноводства в Иркутской области».
– Федеральный закон от 14.07.2022 г. №248 «О побочных продуктах животноводства» принят для повышения эффективности вовлечения побочных продуктов животноводства (ППЖ) в сельскохозяйственное производство, что обеспечивает воспроизводство плодородия земель, – рассказала заместитель руководителя Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Наталия Коленченко. – Закон вступил в силу 1 марта 2023 года. Те ППЖ – навоз и помет, о которых хозяйствующие субъекты не уведомили соответствующие органы, подпадают под действие ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». От этого зависят штрафы и налоги за ущерб окружающей среды». На начало 2024 года в Иркутской области в Управление Россельхознадзора было подано 571 уведомление от хозяйствующих субъектов об образовании и использовании ППЖ, между тем, на 2025 год таких уведомлений ещё крайне мало – около 50. Возможно исполнительные органы власти недостаточно ведут информационно-разъяснительную работу с муниципальными органами и хозяйствующими субъектами, что может подвергнуть их необоснованной административной нагрузке, если не будет подано уведомление и отходы не будут переведены в ППЖ.
– Каждый хозяйствующий субъект – юридические лица и индивидуальные предприниматели, должны определиться, будет ли жизнедеятельность его животных (экскременты, подстилка) считаться отходами, либо ППЖ. При этом Закон не распространяется на личное подсобное хозяйство граждан, – подчеркнула начальник отдела федерального государственного ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Елена Смаркалова. – Если хозяйствующий субъект решил, что будет работать с побочными продуктами животноводства, он должен направить нам уведомление о ППЖ на следующий год ежегодно до 31 декабря текущего года.
Хозяйство может использовать ППЖ на своем земельном участке, либо передать (продать) другому собственнику. Хранить ППЖ нужно на специализированных площадках. Дальше идёт обработка, переработка ППЖ, лабораторные исследования для подтверждения безопасности и уже потом внесение их в почву. Если хозсубъект планирует передавать ППЖ другому субъекту, он также обязан хранить их на специализированной площадке, обрабатывать, перерабатывать, проводить лабораторные исследования и уже в дальнейшем реализовывать. Допускается, что он может какой-то период хранить у себя ППЖ и позже передавать эти побочные продукты для переработки.
Требования к специализированным площадкам для хранения ППЖ – специально отведённые места, имеющие монолитное бетонное или герметично сваренное покрытие. Можно делать глиняную подушку толщиной не менее 20 см. С боковых сторон должны быть созданы желоба для стока излишней жидкости. Площадка должна располагаться отдельно от места содержания животных.
Не допускается загрязнение окружающей среды этими компонентами, пока они не переработаются и не обезвредятся. Обезвреживаться ППЖ могут самостоятельно с помощью биологических процессов или с использованием химических веществ. Но ко всем требования едины. Перед внесением и использованием ППЖ, хозяйствующий субъект должен путём лабораторных исследований подтвердить их безопасность на наличие микроорганизмов, паразитов и других компонентов.
– Федеральным законом о ППЖ предусмотрено, что надзор осуществляется по двум направлениям – ветеринарному и земельному, – добавила государственный инспектор отдела земельного надзора, контроля качества, безопасности зерна и семенного контроля Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Республике Бурятия Анна Макушева. – По земельному надзору выделена часть по контролю применения ППЖ. То есть это уже конечный этап, когда все необходимые процессы пройдены и ППЖ готовы к применению. Для этого нужно разработать документ о технических условиях. Его можно разработать самостоятельно, но он должен соответствовать требованиям законодательства – документ предусматривает процесс переработки, способ применения, контроль качества и безопасности получаемой продукции, последующее использование ППЖ в поле. Согласно 248-ФЗ, ППЖ может применяться только для внесения в почву у хозсубъектов, которые занимаются выращиванием сельскохозяйственной продукции. Перед применением тот должен иметь на руках протокол испытаний по результатам исследования на содержание четырёх видов тяжёлых металлов, двух видов пестицидов, не содержать болезненные микроорганизмы.
Все это необходимо исключительно для улучшения почвенного плодородия и не должно приводить к загрязнению почвенного слоя и окружающей среды. Применение ППЖ возможно в зимнее время по снежному покрову не выше 20 см, потому что при большей высоте покрова есть риск смыва на поля и загрязнение окружающей среды. Также необходимо соблюсти санитарную зону – 300 метров до жилой зоны. Внесение обязательно путём ровной равномерного расположения по всей площади.
Если надзорным органом будут выявлены нарушения при обращении с ППЖ, мы обязаны передать материалы в Росприроднадзор, который принимает меры своего реагирования. В этом случае ППЖ, несмотря на то, что они были признаны через уведомление и проведение всех процедур до применения, автоматически будут признаваться отходами и к ним будет применяться Федеральный закон «Об охране окружающей среды», а это уже другие санкции дополнительно к тем что выявили мы.
Надзор за ППЖ осуществляется в рамках общих требований к надзору. С учётом постановления Правительства РФ № 336 имеется ряд ограничений на проведение проверок. Сегодня плановых проверок проводится минимум, только по хозяйствующим субъектам, которым присвоен чрезвычайно высокий риск и высокий риск.
В 2023 году вся деятельность Управления была направлена на большую разъяснительную работу только вступившего в силу закона. В 2024 году плановые проверки были проведены, но штрафные санкции не применялись.
Между тем, нарушение за несоблюдение требований к обращению ППЖ при их хранении, транспортировке, обработке, переработке, реализации – штраф на должностных лиц составляет от 30 до 40 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 50 до 60 тысяч рублей, либо приостановление деятельности до 90 суток. Для юридических лиц – от 250 до 350 тыс. рублей, либо приостановление деятельности до 90 суток. Но наша главная задача – не доводить до штрафа, а разъяснять законодательство, а потом уже требовать его исполнения.
В этом году Управление Россельхознадзора ждет от хозяйствующих субъектов подачи уведомлений до 31 декабря на 2025 год, и, конечно, просим по возможности не откладывать на последние дни года.