С учетом местных особенностей
Ситуацию с муниципальной реформой Иркутского района называют уникальной
Муниципальная реформа предусматривает переход от двухуровневой системы МСУ к одноуровневой, предполагая ликвидацию администраций – органов управлений муниципалитетов, которые сливаются в единый муниципальный округ во главе с окружной мэрией и думой.
Обсуждая подобного рода преобразования, следует понимать, что по количеству поселений, социально-экономической ситуации, географическому положению территории очень разные. И здесь свою роль должны сыграть мэры районов, показать, насколько они знают и принимают суть реформы относительно ситуации в их муниципальном образовании.
Яркий пример подал глава Иркутского района Леонид Фролов, отстоявший право сельских и городских поселений сохранить свои администрации как органы администрации округа, управляющие их территориями.
Политэксперты уже назвали данное решение Леонида Фролова как своевременный, дальновидный и продуманный шаг, расценив нестандартное решение как позитивный сигнал населению о близости органов власти.
– Учитывая специфику нашей территории, где расстояние, например, между Большим Голоустным и Горохово больше 200 километров, а всего у нас 21 поселение, Иркутский район можно отнести к разряду уникальных, – говорит руководитель аппарата администрации района Мария Петрачкова. – Поэтому решать возникшие проблемы, проводить те же закупки, не всегда получается оперативно. Исходя из интересов жителей, Леонид Петрович на протяжении двух лет говорил, что преобразование Иркутского района в том формате, который предлагал верховный законодатель, невозможно. Жители муниципальных образований не смогут оперативно решать свои жизненно важные вопросы, потому что с каждой житейской проблемой придется обращаться в округ, что для нас нецелесообразно.
На вопрос: «Что же делать?» Иркутский район предложил оригинальную уникальную модель.
– Все муниципальные образования – 18 сельских и три городских сохраняются в форме юридического лица, – говорит Мария Петрачкова. – Высшее руководство округа наделяет его определенными полномочиями, которые они сейчас фактически и выполняют. То есть мы меняем правовую оболочку. Жители территорий, которые приходили к своему главе решать вопросы, получать необходимые справки, по-прежнему будут это делать на территории. Губернатор и правительство Иркутской области с пониманием отнеслись к нашему решению, согласившись, что предложенная модель для Иркутского района – это единственный способ реализации реформы.
С 1 ноября 2024 года Иркутское районное муниципальное образование преобразуется в Иркутский муниципальный округ с переходным периодом до конца 2025 года. Выборы мэра нового муниципального образования и депутатов окружной думы пройдут в сентябре 2025 года.
В состав округа войдут все поселения района и их администрации на правах территориальных органов администрации округа. Руководители будут напрямую подчинены мэру, а местные думы сложат свои полномочия. Состав окружной думы вырастет с 22 до 26 депутатов.
– Преобразование в округ позволит системно управлять территорией, участвовать поселениям в большем количестве проектов, привлекать дополнительные средства в бюджет. Главы территорий будут назначаться мэром округа. Жителей волновал вопрос в изменениях пути получения различных льгот. Все останется по-прежнему, для населения процесс реформирования пройдет незаметно, – отметил мэр Леонид Фролов.