Травы в таблетках

В Приангарье будут возрождать лекарственное растениеводство

Региональные власти намерены развивать в Иркутской области лекарственное растениеводство. Для этого есть и экологически чистые территории, и подходящие климатические условия, и хорошая научная база. Однако компаний, работающих в данной сфере, в Приангарье немного. Об этом шла речь на конференции в рамках Агропромышленной недели.

 

Отрасль перспективная, но запущенная

Рынок дикоросов и лекарственного растениеводства во всем мире растет, – отметил заместитель председателя правительства Иркутской области Руслан Ситников. – Мы понимаем, что нужно эту отрасль развивать. Недавно на федеральном уровне говорилось о том, что лекарственное растениеводство находится в стадии стагнации, но при этом у отрасли большой потенциал. Для примера, 130 тыс. га в стране засеяно лекарственными растениями. Это порядка 0,2% всех пашен. Производится порядка 20 тыс. тонн лекарственных растений. Для сравнения, в Китае – порядка 2 млн тонн.

Руслан Ситников добавил, что сначала основной акцент в регионе был сделан на сборе растений, ягод, грибов непосредственно в лесу. Но из-за множества трудностей, связанных с климатическими условиями, пожарами, ограничениями по посещению лесов, было решено развивать альтернативу – плантационное выращивание, в том числе лекарственных растений. При таком способе и продукция намного рентабельнее.

Почему перспективная отрасль лекарственного растениеводства переживает сегодня не самые лучшие времена? Заместитель директора по научно-технической работе Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН Александр Захаренко обозначил несколько основных проблем. В первую очередь это отсутствие технологии выращивания растений, позволяющей стабильно получать высокое качество сырья. Технологии переработки растений также во многом не соответствуют современным потребностям рынка.

Часто сырье производит одно предприятие, заготавливает другое, а перерабатывает третье, и каждое работает по своим стандартам, что очень мешает в конечном итоге, – подчеркнул Александр Захаренко. – Есть, например, технологии переработки сырья со снижением себестоимости. Их нужно развивать, чтобы быть конкурентоспособными на международном рынке.

 

Жесткая конкуренция с Китаем

Генеральный директор компании «Травы Байкала» Павел Хорошутин, более 30 лет занимающийся производством лекарственной продукции из растений, напомнил, как угасала эта отрасль после распада Советского Союза:

С нами очень старательно и профессионально работали фирмы, заинтересованные в импорте лекарственных растений в Россию. Например, был совхоз, который специализировался на нескольких видах лекарственных растений. Основная их продукция – корень валерианы, весьма востребованный. Мы сами к ним приезжали, стояли в очереди. Вдруг появилась китайская компания, которая стала предлагать свой корень валерианы. Сначала мы отказывались, но когда за два года цена на него была снижена в два раза, стали покупать у них сырье. То же самое происходило с другими производителями. А лекарства из трав, сделанные в Китае, в конечном итоге подорожали.

Павел Хорошутин также заметил, что в России с целью валютного регулирования были введены довольно высокие экспортные пошлины на лекарственные растения и продукцию из них (7% и на то, и на другое). Это серьезно ударило по производителям БАДов, которые были ориентированы в основном на поставки за рубеж (Китай, Южную Корею, Японию). По словам экспертов, россияне предпочитают таблетки из химии, не доверяя БАДам. В том же Китае, наоборот, лекарственные препараты из натурального сырья предпочтительнее химических.

По мнению предпринимателя, чтобы возродить отрасль лекарственного растениеводства, нужна активная поддержка государства. И это не только финансовые вливания, но и изменение законодательства и государственного подхода к производителям лекарств из трав. Начинать же нужно с семеноводства, поскольку порядка 80% семян сегодня завозится из-за рубежа. Участники конференции предложили региональному министерству сельского хозяйства включить семеноводство лекарственных растений в концепцию развития дикоросов.

Мы обязательно будем отстаивать интересы наших производителей, – отметил Руслан Ситников. – С помощью предпринимателей, фермеров и науки нужно выработать механизмы для возрождения этой отрасли. В программе научно-технологического развития Иркутской области есть четыре направления, одно из которых «АгроБиоФармТехнологии». Создан научно-образовательный центр «Байкал». Работает молодежная лаборатория в Иркутском госуниверситете, которая занимается и лекарственными растениями.

 

Миллиарды на сырье

В ближайшее время будет создана новая лаборатория технологий выращивания лекарственных растений на базе филиала Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий РАН (Новосибирск) – Иркутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. По словам Руслана Ситникова, планируется выделить порядка 10 млн рублей на оборудование. Основная задача лаборатории – создание новых препаратов на основе лекарственных растений.

 

 

Кстати, в рамках агропромышленной недели в Иркутске было заключено соглашение по совместному развитию лекарственного растениеводства между ассоциацией «Дикоросы» и Сибирским федеральным научным центром агробиотехнологий РАН.

Наша ассоциация реализует международный технологический проект по лекарственному растениеводству с апреля 2023 года, – напомнил председатель правления ассоциации Александр Деев. – Мы начали получать запросы на поставку определенного лекарственного растительного сырья и готовых продуктов из Китая и от российских фармацевтических компаний. Отдельные запросы на поставки доходят до 10 млрд рублей в год. Наш проект по лекарственному растениеводству способен генерировать выручку 50–100 млрд рублей ежегодно, и большая часть средств будет поступать от экспортных контрактов.

Некоторые растения могут выращиваться в Иркутской области, в частности родиола розовая, шлемник байкальский, астрагал. В Новосибирской области хорошие условия для женьшеня, в Хабаровском крае – для лимонника. Проект подключает не только Приангарье, но и другие регионы. По информации Александра Деева, мощности китайских предприятий задействованы на 70%, на остальные 30% им не хватает качественного сырья. Так что перспективы в этом направлении большие.

Занять значимую долю такого большого рынка бизнес сможет только при системном научном сопровождении. С этой целью, по сути, и был создан НОЦ «Байкал», – подытожил Александр Деев. – Подписанное соглашение с СФНЦА РАН позволит предпринимателям расширить географию проекта на всю Сибирь и Дальний Восток и в целом усилить научную компоненту. Мы уже имеем зарегистрированные сорта ряда лекарственных растений, которые можно высаживать в следующем году. Это родиола розовая, солодка, женьшень. Думаю, мы сможем уже начинать.