«У нас на уроках такие жаркие диспуты бывают!»

Боханский учитель Ольга Шаповалова удостоена премии губернатора

Преподаватель истории и обществознания Боханской школы № 2 Ольга Шаповалова в этом году стала победителем областного конкурса «Лучший учитель» и была удостоена премии губернатора. О выборе профессии, мотивации современных школьников и секретах мастерства – наше интервью.

 

Свобода творчества на уроке

– Как вы пришли в профессию?

– Вся моя жизнь связана со школой № 2. Я училась здесь. После 9 класса подала документы в педучилище, окончив его, вернулась в родную школу работать библиотекарем. Потом поступила на исторический факультет вуза, окончила институт иностранных языков. У меня высшее педагогическое и высшее экономическое образование с правом преподавания английского языка. Более 15 лет проработала заместителем директора по воспитательной работе, сегодня преподаю историю и обществознание с 6 по 11 классы, педагогический стаж – 26 лет.

 

 

Пришла работать в школу в 1998 году, тяжелый был период, безденежный. Помню, мальчики мечтали рубить лес, а девочки хотели выйти замуж за лесорубов. Или уехать в Америку. Сейчас приоритеты поменялись, и желания у детей совсем другие.

 

– Как увлечь современного ребенка на уроках?

– Мне важно вызвать интерес к историческим событиям, персоналиям. Говорю: «Дети, что вы знаете о Петре Первом, кроме того, что он картошку завез и окно в Европу прорубил? А что бы хотели узнать?» А они бы хотели узнать о его семье, личной жизни. Отсюда и отталкиваюсь.

Такие противоречивые исторические личности, как Сталин, Ленин, тоже интересны через призму личной жизни, настолько у них были разные семьи! У нас порой на уроках такие жаркие диспуты возникают! Например, о личности Горбачева. Есть ребята, которые аргументированно пытаются отстоять свою точку зрения, докопаться до сути. Люблю таких спорщиков! У нас всегда остается свобода творчества на уроке.

Был у меня ученик Денис Яблонцев, он хорошо знал историю, я порой боялась идти на урок с ним. Он мог спросить что-то глубокое, сложное. И тогда я говорила: «Сегодня посмотрю дополнительный материал, завтра мы начнем урок с этой темы, на которой остановились». Мы так и делали. Денис окончил институт, работает сейчас в полиции, время от времени навещает родную школу.

И еще надо раскрывать предмет так, чтобы осталось ощущение незаконченного рассказа. Ты даешь определенную тему, знакомишь с историческим персонажем, а потом звенит звонок. И говоришь ребятам: «А о том, что было дальше, можно прочитать дополнительно, пройти вот по этой ссылке».

В помощь можно посоветовать исторические романы, фильмы, книги. Например, по литературе школьники изучают рассказ «Чудесный доктор» Куприна. «Какие исторические события охватывают повествование?» – спрашиваю я ребят. Жаль, что сегодня по литературе не проходят такие произведения, как «Молодая гвардия» и «Тихий Дон».

Самое главное для меня – развить эмоциональный интеллект у детей. Даже если они не станут историками, все равно будут знать основы истории и обществознания, а отсюда придет понимание законов бытия.

 

– У вас есть особые приемы, методы преподавания?

– Нужно учитывать: что за класс перед тобой и что ему интересно. Например, у нас два восьмых класса: один очень спокойный, другой страшно активный. Одному можно дать самостоятельную работу, а с другим работать лично. Единого подхода не бывает. Важно уважать в каждом ребенке личность, и тогда дети будут отвечать тебе тем же.

 

Оценку надо заработать, как зарплату

– Ваши любимые исторические периоды?

– Отечественную историю люблю больше всемирной. Древний мир, средние века, великие географические открытия вызывают интерес и отклик у учеников, а вот XVII-XVIII века не так интересны, а порой и просто трудны для усвоения. Можно хорошо рассказать, что понадобилось Наполеону в России, а вот как донести все перипетии Французской революции?

Больше всего я люблю эпоху дворцовых переворотов в России – период, длившийся с 1725 по 1762 годы, где фавориты, мрачные интриги, борьба за власть. Еще люблю период Гражданской войны, НЭП, коллективизацию, мне это интересно.

 

 

– Как относитесь к новому учебнику по истории?

– Учебник под редакцией Владимира Мединского меня вполне устраивает. Я ратую за то, чтобы программа была единой для всех, чтобы были единые стандарты для учителя. В учебнике Мединского много дополнительной информации, есть документы, даты, которые будут полезны тем, кто сдает ЕГЭ по истории.

 

– У вас были педагогические неудачи?

– Наверное, было недопонимание. Те дети, кто не собирается сдавать экзамен по истории, хотят порой получить оценку просто так. Я же говорю, что оценку всегда надо заработать. Как зарплату.

 

– Следите за судьбой своих учеников?

– Есть те, кто выбирают своей профессией педагогику, историю. Ко мне на практику ходит моя ученица Полина Худоногова, финалистка «Большой перемены» и сама большая умница. Оканчивает истфак и уже пошла работать в одну из иркутских школ.

Мои выпускники, даже приходя в непрофильные вузы, оценку по истории порой автоматом получают. Это очень ценно для учителя. У меня был ученик Костя Комаров, сейчас он работает специалистом в одном из крупных банков. Его педагоги вуза считали победителем исторических олимпиад, а он просто любил и знал предмет.

 

Патриотизм – не дань моде

– Сегодня идет СВО. Как это отражается на уроках истории?

– Это важная тема. Самое главное, чтобы ребенок понимал процесс развития истории, общества. Я учу детей, что важно знать историю своей страны, причины тех или иных событий. Говорю: «Ребята, так не бывает в жизни, чтобы всех все устраивало. Но каждый из вас обязан знать историю своей страны, чтобы не обвинять ее в личных неудачах. Важно сохранять общечеловеческие, традиционные ценности, быть гражданином и патриотом».

Сейчас мы проходим историю Америки. Дети мне говорят: «Зачем нам эта Америка, она враг, вредит России». Парирую, что врага нужно знать в лицо. Или как-то на уроке английского языка дети спросили меня: «Зачем учить язык страны, которая веками противостоит нам?» Тоже пришлось объяснять. Дети ориентируются в политической обстановке, душой болеют за нашу страну. Потому что у кого-то брат или отец на СВО. У нас тема патриотизма – не дань моде, мы всегда так работали.

 

– Помимо школы есть еще и дом…

– Я депутат поселковой думы, руководитель ТОС «Центральный». Мы при поддержке местной администрации занимаемся реализацией проектов по благоустройству своей улицы, полностью заменили систему летнего водоснабжения. Параллельно занята социальными проектами при поддержке фонда В. Потанина.

А еще я люблю рукоделие: вязать и шить, есть мастерская, которую построил любящий муж. Это дает возможность за любимым занятием привести мысли в порядок. У меня замечательная семья, любящие родители и сестры, трое детей и есть все, что надо для счастья.

 

Ученики Ольги Степановны ежегодно побеждают на олимпиадах. Например, Илья Панов стал призером региональной олимпиады по экономике «Золотой фонд Сибири». А во Всероссийском конкурсе социальных и научно-практических проектов «Сохраним традиции вместе» победу одержала Лилия Лархаева с проектом о бурятских национальных традициях.