О качестве продукции в Иркутской области рассказали в пресс-центре газеты «Областная»

14 ноября в пресс-центре газеты «Областная» состоялась пресс-конференция на тему: «Качество продукции – качество жизни».

– За 9 месяцев года в наш отдел поступило 475 обращений, в том числе на качество пищевых продуктов и организацию питания, – рассказала ведущий специалист-эксперт отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Виктория Сидак. – Основные жалобы – на использование продуктов с истекшим сроком годности, нарушение требований к маркировке, несоответствие требованиям пищевых продуктов по органолептическим показателям. После поступления обращения, мы проводим проверку достоверности сведений, контактируем с гражданином, который направил обращение, запрашиваем дополнительные сведения, проводим опрос, запрашиваем у контролируемого лица пояснения и, при необходимости, проводим контрольно-надзорные мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом. В случае непосредственного причинения или угрозы причинения вреда, проводятся контрольно-надзорные мероприятия по согласованию с прокуратурой, с взаимодействием с контролированием лицом. В случае наличия нарушений или их признаков, проводим профилактические мероприятия – предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению их соблюдения и предлагаем посетить Управление для профилактического визита.

Рекомендации Роспотребнадзора по выбору качественных продуктов:  пищевые продукты приобретать только в специализированных торговых предприятиях, обеспеченных необходимым инвентарем и оборудованием. Не приобретать продукты на стихийных рынках, обращать внимание на упаковку, ее целостность, герметичность, отсутствие вздутий и вмятин. Важно наличие маркировки товара, где указаны масса, срок годности, условия хранения, изготовитель, его адрес, показатель пищевой ценности, состав и др. Обратить внимание следует на то, в каких условиях хранится пищевая продукция в торговых предприятиях. Например, замороженных продукты должны храниться при температуре не выше 18 градусов, охлаждённые – не выше 5 градусов Цельсия. Перед выбором продукта следует оценить органолептические показатели – цвет, запах. В помощь потребителям у нас действует государственный информационный ресурс, где размещена вся необходимая информация, в том числе о продуктовых предприятиях.

Будучи потребителями, очень важно знать свои права, уметь ими пользоваться и защищать их, если это необходимо, в судебном порядке, – отметила заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Татьяна Пушкарева. – Статьёй 4 Закона «О защите прав потребителей» дано право на качество приобретаемых товаров, услуг, а статьёй 7 – право на приобретение безопасных товаров и услуг. С каждым годом число обращений на нарушение прав потребителей увеличивается. Это говорит о том, что люди знакомы с правами и проявляют активность в их отстаивании. За 9 месяцев в Управление поступило 3 237 письменных обращений на нарушение прав потребителей, что составило 45% от общего числа обращений. По телефону горячей линии по вопросам защиты прав потребителей проконсультировано 676 граждан, в рамках работы общественной приёмной – 368. В структуре обращений преобладают вопросы сферы розничной торговли (удельный вес за 9 месяцев 53%). Ранее преобладала сфера услуг. 72% – жалобы на нарушения прав потребителей с приобретением непродовольственной группы товаров, в основном технически сложных. Также жалуются на качество обуви, мебели. По дистанционным способам продажи за 9 месяцев поступило 354 обращения. Их число с каждым годом растет. Характер жалоб – отказ продавца   в возврате денег, в обмене товара, на взимание платы за возврат некачественных товаров. На оказание бытовых услуг поступило 207 обращений (некачественная сборка мебели, установка пластиковых окон, химическая очистка). Услуги связи – 336 обращений, финансовые услуги – 166, при этом их число снижается. Услуги ЖКХ – 134. По каждому обращению заявителям даются разъяснения, рекомендуется судебная защита.

Контрольно-надзорные мероприятия Управления за 9 месяцев года не проводились в связи с мораторием на проверки. По признакам нарушения требований хозяйствующим субъектам было выдано 257 предостережений о необходимости их соблюдения.

Если вы приобрели некачественный товар, услугу, вы имеете право обратиться к продавцу, либо к исполнителю, потребовать расторжение договора купли-продажи, возврат оплаченных денежных средств, обмен на аналогичный товар, безвозмездное устранение недостатков. Необходимо написать претензию в двух экземплярах, где изложить суть. Один экземпляр претензии оставить себе с отметкой продавца о ее принятии. Законам предусмотрены сроки удовлетворения требования потребителей –  возврат денег 10 дней, обмен товара от 7 до 20 дней, устранение недостатков – не более 45 дней. Если в досудебном порядке требования не удовлетворены, следующий шаг судебная защита. Управление может оказать бесплатную помощь в оставлении искового заявления. Для этого нужно обратиться с письменным заявлением, изложить суть, приложить копии документов и в течение 30 дней проект искового заявления будет составлен.

Судебная защита потребителей, которой занимается Управление Роспотребнадзора, это иски в защиту конкретных потребителей, группы потребителей и неопределённого круга потребителей. Также в суде мы даем заключения по делу защиты прав потребителей. Для этого потребитель на первом  судебном заседании может заявить ходатайство о том, чтобы привлечь Роспотребнадзор. В этом году в Братском городском суде рассмотрен иск по отравлению шаурмой в интересах 21 потребителя. Суд рассмотрел и удовлетворил иск, потребителям было присуждено в компенсацию морального вреда от двух до десяти тысяч рублей и плюс штраф 50% от суммы, присужденной судом.

К нам в основном идут обращения, связанные с ненадлежащим качеством продукции, – рассказал президент Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев. – Жалобы на качество товаров, работ, услуг в структуре обращений составляют 70%. Люди жалуются на качество сложной бытовой и цифровой техники, электроники. В 90-е годы почти половина всех обращений была связана с некачественной обувью. Судебная защита потребителей – наш основной приоритет. В этом году за неполные 11 месяцев мы направили в суды 14 исковых заявлений. Особенность этого года – большая часть обращений в сфере бытового обслуживания. Много жалоб идёт на то, что Иркутская электросетевая компания не исполнила обязательства по технологическому подключению к электрическим сетям в Иркутском районе. Ситуация выправляется,  нам удаётся достичь мировых соглашений, когда потребитель в короткие сроки получает подключение. Редкие жалобы связаны с безопасностью товаров – самовозгорание электрической плиты и  стиральной машины. В первом случае с компании-продавца взыскана денежная сумма, в том числе компенсация морального вреда. Во втором – дело пока в суде, проводится уже третья экспертиза, поскольку там частично сгорел дом.

Число обращений в сфере финансовых услуг снижается. В этом году только одно дело направлено в суд. Страховая компания в условиях договора нечётко прописала сроки и территорию страхования. Еще одно дело в сфере ЖКХ в суде – по поводу начисления  компенсации инвалидам за электроэнергию. Наша организация проводит проверки не смотря на то, что действует мораторий.  Совместно с администрацией Иркутского района и под их эгидой проводим проверки товаров, которые подлежат обязательной маркировке. Но это работа носит профилактический характер.