Купить и не ошибиться
Роспотребнадзор разработал рекомендации для приобретения товаров
Жители Иркутской области чаще всего жалуются в Роспотребнадзор на некачественную технику, мебель и обувь. В последние годы также растет количество обращений на бракованные товары, купленные в интернет-магазинах.
Как сообщила заместитель начальника отдела защиты прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора Татьяна Пушкарева, за девять месяцев этого года ведомство получило 3,2 тыс. письменных обращений и около 700 звонков по вопросам защиты прав потребителей.
– Больше половины жалоб касается сферы розничной торговли, – пояснила она. – Раньше было наоборот – лидировала сфера услуг. При этом большинство обращений, 72%, связаны с нарушением прав потребителей при приобретении некачественных сотовых телефонов, бытовой техники, обуви и мебели.
Многие обращения касались онлайн-покупок. За девять месяцев в управление Роспотребнадзора поступило 354 жалобы в основном на отказ продавцов в возврате денег за некачественный товар либо его обмене.
– При покупке некачественного товара потребитель имеет право обратиться к продавцу, либо к исполнителю и потребовать расторжение договора о купле-продаже и возврате денежных средств, либо обмена на аналогичный товар, либо безвозмездное устранение недостатков, – подчеркнула Татьяна Пушкарева. – Мы всегда рекомендуем обращаться с письменной претензией в двух экземплярах. Один экземпляр нужно вручить продавцу, а на втором поставить отметку, когда и кем принята претензия.
Законом предусмотрены сроки удовлетворения требований потребителей – возврат денег осуществляется в течение 10 дней, обмен товара – от семи до 20 дней, безвозмездное устранение недостатка – не более 45 дней. Если потребителя не устраивает решение проблемы в добровольном порядке, то следующий шаг – суд. Управление Роспотребнадзора, кстати, бесплатно может помочь в составлении проекта искового заявления.
Президент Иркутской областной общественной организации по защите прав потребителей Виктор Низовцев, в свою очередь, рассказал, что за неполные 11 месяцев 2024 года его объединение направило в суды 14 исковых заявлений.
– Почти половина исков связана со сферой бытового обслуживания, – заявил он. – Например, жители недовольны качеством изготовления мебели, выполнением других подрядных работ. Много жалоб на отказ в технологическом подключении к электрическим сетям в Иркутском районе. Дела направлялись в суд. Зачастую удается достичь мировых соглашений.
В Роспотребнадзор также поступило порядка 500 жалоб на качество пищевых продуктов и организацию питания. Они касались товаров с истекшим сроком годности, нарушения маркировки. В преддверии новогодних праздников специалисты ведомства обращают внимание жителей на рекомендации по выбору качественной продукции.
– Пищевые продукты следует приобретать только в специализированных торговых точках – это магазины, супермаркеты, официальные рынки, которые обеспечены всем необходимым инвентарем, холодильным оборудованием для сохранения качества и безопасности продукции. Нужно обращать внимание на упаковку, ее целостность, герметичность, отсутствие каких-то признаков механического воздействия, подтеков. Важна также маркировка товара, на которой должна быть указана полная информация о продукте, о сроке годности, – напомнила Виктория Сидак, ведущий специалист-эксперт отдела надзора за питанием населения управления Роспотребназора по Иркутской области.
Она призывает граждан обращать внимание на условия, в которых хранятся продукты в магазине. Так, заморозка не должна лежать на полках холодильника – только в морозильной камере при температуре не выше минус 18 градусов, а охлажденная продукция – не выше плюс 5. Перед покупкой также следует оценить внешний вид товара, цвет и запах должны быть свойственны данному виду продукта.