Маршруты Дмитрия Терена
Учитель ОБЖ из Братского района занимается патриотическим воспитанием школьников
В анкете победителя проекта «Гордость земли Иркутской» в номинации «Мы славим тебя, Иркутская область» Дмитрия Терена говорится, что он учитель ОБЖ, участник турслетов, награжден медалью «За активную военно-патриотическую работу». Но уже на третьей минуте разговора выяснилось, что Дмитрий Юрьевич преподает еще и технологию, с 1 августа назначен директором Александровской школы, а с 7 сентября – депутат думы Братского района, где представляет интересы жителей Илирского, Тэмьского МО, деревень Худобок, Воробьева и села Александровское.
В душе – военный
Дмитрий Терен с детства мечтал быть военным. Даже не мечтал – грезил.
После восьмого класса поступал в Минское суворовское военное училище, но подкачало здоровье. Когда ему предложили пойти в педучилище – наотрез отказался, потому что даже не собирался работать в школе. Отучился в железнодорожном училище в Черновцах и ушел служить в армию. Служил на Байконуре, планировал поступать в Ленинградское военно-морское училище, но и здесь ряд обстоятельств помешали осуществить мечту. Потом планировал остаться на сверхсрочную службу, перевестись в Кишинев, увы, не судьба.
Из Прикарпатья в Приангарье
Окончательно распрощавшись с мечтою о службе, Дмитрий уехал на стройку в Сибирь, жил в Турме Братского района, Покосном, Тангуе, женился на сибирячке и остался здесь.
Получается, из Прикарпатья переехал в Приангарье. Большую часть жизни прожил здесь, поэтому смело может считать себя сибиряком.
В 1992 году судьба все-таки завела Дмитрия Юрьевича в школу, от которой он всю жизнь отмахивался. Недолго поработал плотником, потом переманили на молокозавод, а после его закрытия пытался устроиться на железную дорогу. Не получилось. Вплоть до 2006 года с работой было все нестабильно, поэтому принял предложение поработать в школе сторожем. Вскоре появилась ставка учителя технологии с условием получения высшего образования. Дмитрий Юрьевич поступил заочно в Иркутский госуниверситет и в 2012 году начал преподавательскую деятельность уже в ранге дипломированного специалиста.
Вспоминая педагогический дебют, говорит, что не было проблем с детьми, даже с учащимися самого трудного класса сложились доверительные отношения. Вероятно, раскрылся дремавший много лет учительский талант, да и жена Татьяна помогала, она преподает в школе уже 35 лет.
Учитель года
В качестве учителя ОБЖ Дмитрий Терен быстро добился успехов, стал лауреатом областного конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель года по ОБЖ». А потом дала знать о себе давняя тяга к военной службе.
– На базе школы для своих ребят организовал военно-полевые сборы, – рассказывает Дмитрий Терен. – В 2014 году приехали с района, с отдела по молодежной политике, посмотрели и предложили провести на нашей базе уже районные военно-полевые сборы, так и проводим.
– Что входит в программу этих сборов?
– Огневая, строевая, тактическая и физическая подготовка, которую заменили на рукопашный бой. Оборудовали полосу препятствий, два года назад ввели тропу разведчика. Помогает нам совет ветеранов боевых действий района, у нас получился хороший тандем, они закупают на свои деньги пиротехнику – гранаты, растяжки. Практическую помощь оказывают спецназовцы, в том числе обладатели краповых беретов.
За несколько лет сформировалась хорошая материальная база, приобрели офицерские полевые палатки на 40 человек, в этом году оборудовали скалодром, появился тренажер для отработки навыков реанимации. В этом году организовали новые состязания «Азбука безопасности» и провели отборочный этап областных соревнований «Юный спасатель», и все это на базе нашей Александровской школы. К нам приезжают учащиеся Тайшетского, Казачинско-Ленского, Тулунского районов, Братска.
– Военные сборы сколько дней проводятся?
– Три дня. Почему? Большую роль играет вопрос финансирования, ребят в первую очередь надо накормить, а у нас семь взводов участвуют, это около ста человек.
– Соревнуются только мальчишки или девочек тоже принимаете?
– Три года назад поставили эксперимент, набрали взвод девчонок, сейчас уже два взвода девчонок. Знаете, они нисколько не отстают от парней. Два года подряд наша ученица 11 класса Александра Гребеножко становится лучшей среди девушек района.
Краеведческая работа
Один из любимых предметов учащихся Александровской школы – технология. Юные мастера с удовольствием участвуют в региональных олимпиадах, на одной из них ученики Дмитрия Терена продемонстрировали макет деревни Порожки, ушедшей под воду при строительстве Братской ГЭС.
Дмитрий Юрьевич помимо прочего руководит мобильным отрядом «Успех», который занимается краеведческой работой. Вместе со школьниками установили поклонный крест в деревне Гарикай. Это переселенческий участок, был образован в 1906 году переселенцами из Беларуси.
– У нас в Александровском живет свидетельница тех событий Татьяна Григорьевна Волкова, которой идет 96-й год, – говорит Дмитрий Терен. – Мы планировали свозить ее в ту деревню, но, к сожалению, она в последний момент отказалась поехать по состоянию здоровья.
Деревня была небольшая, может, домов 10–12. Но что интересно, когда ставили ограду для информационного стенда, копая яму в одном месте, наткнулись на черепки, фрагменты посуды и сельхозинвентаря. То есть поклонный крест установили аккурат в том месте, где жили люди. Настоятель храма Святой Троицы села Тангуй и храма святителя Софрония Александровки отец Валерий освятил крест. Даже о самом факте существования этой деревни, спрятавшейся в стороне от Худобка и Александровки, в лесу на берегу малоизвестного ручейка с одноименным названием, знают немногие. Поклонный крест планируют установить в Порожках и других деревнях.
В Братском районе много деревень, которые скрылись под водой при заполнении чаши ГЭС. Дмитрий Юрьевич вынашивает планы разработать туристический маршрут с условным пока названием «Александровское кольцо». За время двух или четырехдневного похода школьники узнают историю одного края. Скрывшиеся под водой села и деревни, по крайней мере, останутся в памяти подрастающего поколения. Центром нового направления работы краеведов может стать сохранившаяся часть старой школы в Александровском в качестве будущего музея. Не зря говорят: чтобы иметь будущее, надо помнить прошлое.