Точка света
В Иркутске впервые прошел фестиваль новой симфонической музыки
На двух концертах фестиваля «Точка света» в Иркутской областной филармонии прозвучали произведения 16 современных композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Вологды, Уфы, Новосибирска, Красноярска и Иркутска. О значении фестиваля для развития музыкального искусства рассказал автор его идеи, председатель Иркутского регионального отделения Союза композиторов России Ян Круль.
– Ян Леонидович, в чем идея фестиваля и откуда такое название?
– Название предложил иркутский поэт Артем Морс, и оказалось, что оно очень точно передает главную идею фестиваля – объединить людей ради совместного восприятия нового искусства. Когда мы отбирали музыкальные произведения, то предложили композиторам поразмышлять, что для них «точка света», и в качестве ответа выбрать одно из своих сочинений. Еще одной чертой нашего музыкального события стала идея ценности самобытных региональных традиций. В обеих концертных программах прозвучали обработки знаменного распева – так называют песнопения, сопровождавшие богослужения в Древней Руси. Иркутск в этом плане уникальный город, ведь здесь сохранилось большое количество рукописей так называемой крюковой музыкальной традиции.
– Расскажите поподробнее об иркутских крюках.
– Примерно пять лет назад мы с иркутским музыковедом Анатолием Потапцевым и протодьяконом Антоном Смолиным начали разбирать крюки – знаки древнерусской музыкальной нотации, которыми записывали музыку в допетровское время. Так сложилось, что в нашем регионе сохранилось богатейшее наследие – 26 рукописей. Интересно, что после прихода советской власти до наших дней никто не интересовался этим материалом. Хотя, например, Сергей Рахманинов активно использовал в своих произведениях знаменное пение. Исполнение крюков вызвало большой интерес, хор «Знамение» тогда получил Губернаторскую премию за их исполнение. И мы были первыми в России, кто их расшифровал и исполнил. Потом мы со святыми отцами думали, как продлить этот проект. Поэтому, когда издали сборник «Иркутские крюки – сокровища древнерусской музыки», я обратился к современным композиторам с предложением использовать эту музыкальную традицию в их творчестве. Идея неожиданно получила развитие, ведь крюки сегодня звучат очень свежо. И сейчас сформировался целый пласт сочинений, которые имеют отсылку к иркутским крюкам. Мы постарались их представить на нашем фестивале.
– Идея фестиваля – нащупать новую современную традицию музыкального искусства. Почему же у нас так редко исполняют современные произведения?
– У музыкантов есть страх, что новая музыка не так востребована, как вечная классика. Но если не исполнять произведения современных композиторов, то развитие этого вида искусства остановится. Поэтому одна из миссий нашего фестиваля – предоставить площадку для исполнения музыки современных композиторов и стимулировать их творчество. То есть можно сказать, что «Точка света» – это фестиваль премьер. На двух наших концертах зрители увидели своеобразный срез актуальной отечественной музыки и приняли их. Ведь почти все сочинения, прозвучавшие в программе фестиваля, созданы в XXI веке, а их авторы – представители нескольких поколений и выходцы из десятка российских городов. И зрители их приняли – в финале они аплодировали стоя. Поэтому, мне кажется, не нужно недооценивать иркутскую публику.
– Может быть, секрет успеха в подаче произведений?
– Да, тоже верно, поэтому ведущей наших концертов стала победитель различных конкурсов музыкальных критиков, музыковед и редактор научно-критического журнала «Музыкальная академия» Элина Андрианова из Санкт-Петербурга. Она умеет рассказать о музыке доступным для широкой аудитории языком, избегая специальных терминов. Ведь одной из наших задач было привлечь молодежь. Кстати, 23 ноября мы провели в Иркутском музыкальном колледже им. Шопена лекции о современной академической музыке России.
Ну и мне бы отдельно хотелось поблагодарить наших исполнителей: Иркутский губернаторский симфонический оркестр под управлением художественного руководителя Илмара Лапиньша и дирижера Илью Дербилова, Театр хоровой музыки филармонии, Архиерейский мужской хор Иркутской епархии «Знамение», квартет флейт Иркутского областного музыкального колледжа им. Шопена, органиста Яну Юденкову и других прекрасных музыкантов, которые помогли этой музыке зазвучать.
– Важно, что в фестивале приняли участие иркутские композиторы.
– Например, прозвучал цикл Дечебала Григоруцэ «Сандаловые четки» (2016) для хора и ударных инструментов, который написан на народные бурятские тексты. Восемь частей цикла знакомят слушателя с бурятской мифологией, переведенной на язык академической музыки. Прозвучали также два произведения Марины Шмотовой. Это опус «Духовнии мои братие» (2021), вдохновением которой стало песнопение из чинов Панихиды и Погребения из обихода Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря. И симфоническая поэма «Элегия», которая, по задумке автора, представляет собой музыкальную историю о том, как родилась мелодия.
– Расскажите про ваши произведения, которые были исполнены на фестивале.
– «Богородичен» и «Поминание» (2024) – как раз пример обращения автора к древнерусским крюкам и традициям, а именно к обряду прощания. Фортепианная пьеса «Ночные птицы» исследующего страхи детей и взрослых, а «Птичья гавань» вдохновлена моими личными впечатлениями. Ведь тема птиц часто возникает в моем творчестве. Например, в симфонической картине «Чайка-необычайка» оживает байкальская легенда о птице, тоскующей по родному Ледовитому океану. Среди премьер фестиваля также монолог для контрабаса «Сверчок» и произведение «Не моря шум…» на стихи Владимира Набокова – вступление к моему будущему балету «Защита Лужина».
Людмила ГАВРИЛОВА, профессор, доктор искусствоведения:
– Фестиваль такого уровня, как «Точка света», может возникнуть в регионе только тогда, когда есть композиторы и музыканты, которые могут достойно исполнить современные произведения. В Иркутске в этом смысле все сложилось и определило бесспорный успех «Точки света». Отдельная ценность – обращение к древнейшему пласту знаменного пения, связанного с трехсотлетней историей иркутской земли. Признаюсь, я раньше ничего подобного нигде не слышала. А на фестивале мы смогли оценить, как это звучит в инструментальных, так и хоровых произведениях. Было много произведений, связанных с природой, с пейзажами, национальными традициями. И при этом такая разноликость все равно была объединена общим контекстом, общим дыханием современного музыкального мира.