Одежда без выкроек и лекал
В Приангарье создадут коллекцию костюмов народов Восточной Сибири
25 уникальных костюмов, которые носили наши предки в конце XVIII – начале XX века, воссоздадут мастера Иркутской области в рамках проекта «Сохраняя культурное наследие». Он стал победителем конкурса Фонда президентских грантов.
Приданое готовили с малых лет
– В коллекцию войдут 25 комплектов исторических костюмов, которые носили русские и белорусские старожилы, а также коренное население Прибайкалья – буряты, тофы, эвенки. Воссоздаваться они будут по семейным фотографиям, материалам из Государственного каталога музейного фонда РФ, с максимальной степенью исторической и этнографической достоверности, – рассказала исполнительный директор ИРОО «Союз мастеров народного искусства «Оникс» Елена Гусева.
Уникальность кроя русского костюма заключается в том, что в свое время одежда шилась из квадратов и прямоугольников, ведь тогда не было привычных для нас выкроек и лекал. Эта одежда подходит для любой фигуры, рассчитана на длительную носку, ведь женщина в своей жизни переживает разные периоды, в том числе беременность. Костюм позволяет скрыть это интересное положение. Обязательным условием является использование натуральных тканей.
– В тот период вся одежда шилась вручную, ведь швейных машинок не было, – отметила мастер-наставник по ткачеству, член Союза мастеров народного искусства «Оникс» Галина Усова. – Девочки с малых лет готовили для себя приданное. К моменту замужества у каждой было не меньше семи нарядов для себя и одежда для будущего мужа.
В настоящее время традиционный народный костюм практически утрачен в повседневной жизни, потеряны навыки его изготовления. Остались единицы мастеров, носителей традиционной культуры, владеющих технологией шитья, декорирования, культурой ношения традиционного костюма.
– Народная одежда жива сегодня в трех ипостасях: как объект изучения для ученых и музейщиков, в качестве сценического костюма и костюма фольклорных коллективов, а также как источник вдохновения для российских модельеров. Цель нашего проекта – создать условия для возвращения народного костюма в повседневное ношение для сохранения национальной идентичности и народных традиций, обеспечить преемственность поколений, – подчеркнула Елена Гусева.
Из династии знаменитых эвенкийских мастеров
В рамках проекта пройдет три обучающих курса по пошиву традиционных костюмов для женщин, имеющих навыки шитья, желающих освоить традиционный крой и пошив народного костюма, и два курса повышения квалификации, где в общей сложности обучится не менее 40 человек.
– Уже состоялся обучающий курс по пошиву эвенкийского костюма, в котором приняли участие этнические эвенки из Иркутска, Бодайбо, Киренска, Черемхово, – сказала Елена Гусева. – В качестве преподавателя выступила дизайнер этнической одежды, мастер декоративно-прикладного искусства Евгения Гомбоева. Участники курсов говорили между собой как на русском, так и на эвенкийском языке, вспоминали свои народные традиции и даже создали телеграм-канал, где продолжают общаться и консультироваться со своим наставником.
Сейчас проходят обучающие курсы по пошиву традиционных костюмов русских старожилов Восточной Сибири под руководством народного мастера Иркутской области Светланы Ереминой в Иркутске и бурятских традиционных костюмов в поселке Усть-Ордынский под руководством народного мастера Иркутской области Юлии Харгаевой и победителя конкурса модельеров Маргариты Алексеевой.
Коллекция костюмов будет продемонстрирована с культурно-просветительскими лекциями в выставочных залах, краеведческих и этнографических музеях в Иркутске, Ангарске, Черемхово, Усолье-Сибирском, поселке Усть-Ордынский, «Тальцах». Запланировано издание полноцветного пособия-каталога «Традиционные костюмы народов Прибайкалья» с исторической информацией и рекомендациями по крою и шитью костюмов.
Пропагандировать русский костюм
Елена Гусева отметила, что в одном из своих интервью знаменитый художник-модельер Вячеслав Зайцев сокрушался о том, что за десятки лет, что он работал в модной индустрии, всегда сталкивался с молчанием и противостоянием при попытках пропагандировать русский костюм. Никто не хотел заниматься этой деятельностью.
– Я запомнила фразу Вячеслава Михайловича: «Сохранить народный костюм можно, лишь дав ему новую жизнь…», – подчеркнула она. – То есть в современных условиях народный костюм может сохраниться, если дать ему новую жизнь, новое дыхание. Сейчас Союз мастеров народного искусства «Оникс» видит именно в этом одну из своих основных задач.