Ренессанс классической музыки
Иркутская областная филармония отмечает 85-летие
Центр классической музыки Приангарья – Иркутская областная филармония – отмечает 85-летие. Все эти годы учреждение культуры знакомит жителей региона с лучшими произведениями и композиторами. На его сценах – в концертном и органном залах – выступали такие легендарные музыканты, как Святослав Рихтер, Виктор Третьяков, Гарри Гродберг, Денис Мацуев и многие другие. О том, с какими планами коллектив завершает юбилейный год, рассказала директор Иркутской областной филармонии Ирина Касьянова.
– 2024 год – знаковый для Иркутской областной филармонии. 5 февраля нашему главному дирижеру, художественному руководителю Губернаторского симфонического оркестра, заслуженному деятелю искусств России Илмару Артуровичу Лапиньшу исполнилось 80 лет. Сам же коллектив, которым он руководит уже 15 лет, отметил 65-летний юбилей. Напомню, первый концерт оркестра состоялся в январе 1959 года. За дирижерским пультом тогда стоял основатель коллектива Игорь Александрович Соколов. Поэтому год мы начали большим концертом Губернаторского симфонического оркестра, а завершили циклами юбилейных концертов, в которых принимали участие наши самые молодые коллективы – эстрадно-джазовый оркестр под управлением Алексея Завьялова и «Байкал-квартет» под руководством заслуженного работника культуры РФ Вячеслава Соколова. Ведь ансамбль русских народных инструментов хоть и отпраздновал в этом году 30-летие, но вошел в состав филармонии восемь лет назад.
– Вы много гастролировали в этом году?
– Да, мы несколько раз ездили на выставку-форум «Россия» на ВДНХ. В июне представляли Иркутскую область в Пекине на проекте «Слово о русском сердце», а также ездили в Шеньян, где давали концерт в консерватории. Там на одной сцене выступали сразу два оркестра – Губернаторский симфонический и оркестр Шеньянской консерватории. Причем в финале оба оркестра были на сцене, ими управляли сразу два дирижера. Это произвело огромное впечатление на публику. Кроме того, мы выступали в городе Лангфан в огромном культурном центре, где под одной крышей находится пять концертных залов общей вместимостью 5000 мест. Там мы сыграли с известной китайской пианисткой Клаудией Янг, художественным руководителем этого культурного центра. Кстати, мы ее ждем в Иркутске в следующем году.
– Такой концертный зал – настоящая мечта для Иркутска, ведь здание филармонии с трудом вмещает творческие коллективы.
– Наше здание не только не вмещает творческие коллективы, но и административную часть, а самое главное – то количество публики, которое приходит в филармонию. Сейчас происходит настоящий ренессанс зрительского интереса к классической музыке, на концертах очень много молодежи, и мы стараемся обеспечить более комфортные условия для слушателей и музыкантов. Поэтому весь наш административный персонал переехал в старое здание министерства культуры возле музыкального театра, а кабинеты были отданы под гримерки и репетиционные комнаты для артистов. Но этого все равно недостаточно для наших шести коллективов. Конечно, у нас есть большая потребность в новом концертном зале, ведь не нужно забывать, что наша площадка – бывшее здание Дворянского собрания, которое не очень приспособлено для филармонических выступлений. Отрадно, что в правительстве Иркутской области сейчас идет активная проработка этого вопроса, и губернатор Игорь Иванович Кобзев держит его на личном контроле.
– Как живет ваш самый многочисленный коллектив – Губернаторский симфонический оркестр. Нет ли у вас дефицита музыкантов?
– На сегодняшний день в оркестре играют 75 человек, каждый из них – на вес золота! Нужно сказать, что потребность в музыкантах всегда была очень высокой в Иркутске, ведь у нас нет консерватории, а согласно положению, в симфоническом оркестре имеют право работать только артисты с высшим образованием. К сожалению, когда выпускники Иркутского музыкального колледжа уезжают учиться в другие города, очень немногие возвращается обратно. И хотя у нас есть целевая программа обучения, по которой молодые музыканты обучаются в высших учебных заведениях, проблема остается довольно острой. Например, мы не можем найти арфиста, хотя у нас есть очень хороший инструмент.
– У оркестра новый дирижер – Илья Дербилов?
– Да, Илмар Артурович стал нашим главным приглашенным дирижером. А с 10 января 2025 года главным дирижером и художественным руководителем Губернаторского симфонического оркестра будет Илья Николаевич Дербилов. Он – представитель Санкт-Петербургской музыкальной школы, учился у народного артиста СССР Владислава Чернушенко. Его кандидатуру предложил Илмар Артурович, который знаком с ним с 2015 года. С 2021 года Илья Николаевич несколько раз приезжал в Иркутск и дирижировал нашим оркестром. С Илмаром Артуровичем мы тоже не прощаемся надолго, встретимся в следующем году, когда он приедет ставить оперу «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта. Потом Губернаторский симфонический оркестр по приглашению Московской филармонии выступит в концертном зале им. Чайковского, и маэстро будет за дирижерским пультом.
– Иркутскую филармонию нельзя представить без органного зала, но это еще и памятник архитектуры со своими проблемами.
– Да, органный зал – один из знаковых объектов культуры Иркутской области, кстати, в этом году исполнилось 140 лет костелу, где он расположен. Самое главное наше сокровище – орган, которому скоро исполнится 50 лет. Его мотор за эти годы достаточно износился, хотя сам инструмент в очень хорошем состоянии. Во многом это заслуга хранителя иркутского органа Николая Натяганова, который много лет с большой любовью ухаживает за инструментом.
Капитального ремонта требует и само здание костела. В 2018–2020 годах в нем была оборудована дренажная система, которую не предусмотрели при строительстве, облагорожен внутренний двор. Также были заменены все окна на первом, втором этажах и входная группа. Но там еще очень много работы, в частности, по обустройству системы водоснабжения, канализации и освещения. Требуют внимания и сами стены здания.
– Нуждается ли в ремонте концертный зал?
– Конечно, и он проводится поэтапно. В 2020 году был отремонтирован сам концертный зал, в котором мы немного поменяли цвет стен. В 2021-м были заменены люстры. А в мае следующего года здание ждут более серьезные работы: ремонт кровли, фундамента и фасада, который будет выполнен в едином цвете. Поэтому с 20 мая по 30 октября здание будет закрыто. Следующим этапом станет ремонт отопления, водоснабжения, замена светового и звукового оборудования, а также кресел в концертном зале.
– А где же вы будете выступать в это время?
– Основную часть концертов проведем на выезде – будем активно гастролировать по Иркутской области.
– Расскажите о ваших творческих планах.
– В первую очередь мы будем развивать наши коллективы, которые достойны лучших площадок и сотрудничества с артистами мирового уровня. Мы очень плотно работаем с Московской филармонией, благодаря чему вошли в ее абонемент «Региональные оркестры». После гастролей в Москве по программе «Всероссийские филармонические сезоны», которую поддерживает министерство культуры России, поедем на гастроли в Улан-Удэ, Читу и Благовещенск. Кроме того, в январе следующего года подпишем соглашение с Домом музыки Санкт-Петербурга, которым руководит народный артист России С.П. Ролдугин. Также планируем развивать сотрудничество с новыми регионами. И конечно, с нашим оркестром будут выступать молодые солисты, ведь Илья Дербилов, который очень бережно относится к академической музыке, открыт новым творческим союзам.
Помимо концертов и гастролей, Иркутская областная филармония проводит несколько фестивалей: «Дыхание Байкала», «Фестиваль русской оперы», «Звезды на Байкале» и «Точка света». Особая гордость учреждения – солисты и творческие коллективы: Губернаторский симфонический оркестр, Театр хоровой музыки, Эстрадно-джазовый оркестр и ансамбль русских народных инструментов «Байкал-квартет», филармонический русский оркестр.