Трагедия в стиле рок

В Иркутске поставили «Антигону» Владимира Соколова

Рок-оперу «Антигона» на сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского без преувеличения можно назвать самой яркой премьерой сезона. В постановке главного режиссера театра Анастасии Гриненко впечатляет все – почти драматический накал страстей, органичное смешение стилей и эпох и пронзительная музыка, которая захватывает буквально с первых нот. Но самое главное – в спектакле удалось передать дух произведения Владимира Соколова – композитора и создателя иркутского Театра пилигримов, который 30 лет назад написал музыку к «Антигоне».

 

Обнаженный нерв спектакля

Тогда спектакль произвел настоящий фурор в культурной среде. «Немалая творческая дерзость потребовалась Соколову, чтобы адаптировать сюжет Софокла под молодежное рок-действо. Строгий критик-театрал, наверное, усмотрит в постановке и сюжетную несобранность, и смысловую невнятицу, и актерские пережимы с микрофонами. Но, к счастью, все с лихвой восполняется впечатляющей музыкой… Она в большей части художественно самодостаточна. Это не просто музыка к спектаклю, а сам нерв его обнаженный, сам драматизм», – писал о той постановке театральный критик Владимир Жемчужников. К сожалению, от нее не осталось даже партитуры, только запись на старой видеокассете.

 

 

Новая постановка обрела плоть и кровь, обросла дополнительными темами, яркой сценографией. При этом режиссеру Анастасии Гриненко и композитору Александру Пантыкину из Екатеринбурга, который создал авторскую редакцию музыки и аранжировку, удалось сохранить этот обнаженный нерв спектакля.

У людей, которые видели «Антигону» 30 лет назад, до сих пор горят глаза, когда они рассказывают про этот спектакль, – отметила Анастасия Гриненко. – Владимир Соколов заложил мощный энергетический заряд в это произведение. И в нашем спектакле остались его основные мелодии, и, конечно, гениальная идея привнести в трагедию Софокла стихи Марины Цветаевой и Осипа Мандельштама.

Этот прием тоже можно назвать одним из признаков творческого почерка Владимира Соколова. Стихи поэтов серебряного века звучали во многих его спектаклях. И сегодня в сочетании с рок-музыкой в исполнении артистов театра они превращаются в настоящие хиты. Гениальные строки Осипа Мандельштама из стихотворения «Век-волкодав», которые стали в постановке музыкальной темой Креонта (Роман Лукьянчук, Никита Мещеряков, Дмитрий Якубович), не только вызывают в памяти события 1990-х годов, но и сегодня звучат очень современно. Как и стихотворение «Сад» Марины Цветаевой, которое стало лейтмотивом для Антигоны (Дарья Щур, Мария Ванчикова, Анастасия Солоха). В спектакле также звучат стихи артиста Музыкального театра Александра Айдарова, который исполнил роль оракула.

 

Музыка маэстро Соколова

По словам главного дирижера театра Виктора Олина, в современной музыкальной редакции создана «уникальная конструкция, в которой идеально соединились и художественный замысел режиссера, и музыка маэстро Соколова, и пожелания участников группы EXTROVERT, игравших еще в первой постановке и знающих ее самобытность». Музыканты также играют на сцене во время спектакля.

В музыкальном театре главное не ноты, а образы, и моей главной задачей было максимально сохранить музыку Владимира Соколова, – подчеркнул Александр Пантыкин. – Мне было в радость работать над этой постановкой, тем более, что Иркутский музыкальный театр – для меня один из самых любимых в России. Здесь замечательный коллектив, много талантливых артистов, которые могут перевоплотиться в любые роли.

 

 

Артистам, действительно, удается передать мощь и силу персонажей греческой трагедии, над которыми висит «Эдипово проклятье». Они должны исполнить свою судьбу, какими бы страшными ни были последствия. Сыновья Эдипа Этеокл (Семен Алферов, Василий Саенко) и Полиник (Антон Белов, Дмитрий Михеев) не могут поделить престол. Этеокл изгоняет брата, а царевич собирает войско и идет на Фивы войной. В итоге оба брата погибают. Новый правитель – их дядя Креонт – хоронит Этеокла как героя, а тело изменника Полиника запрещает предавать земле. Но их сестра Антигона вопреки приказу сама хоронит брата, чем обрекает себя на гибель. Из-за этого ее жених, сын Креонта – Гемон (Станислав Грицких, Александр Зайцев) закалывает себя на глазах у отца.

Греческая драматургия – это огромное богатство мировой культуры, где заложены классические архетипы и глубокий смысл, – считает Анастасия Гриненко. – Мне кажется, в этой истории два трагических героя – Креонт и Антигона, которым приходится делать сложный выбор. И нет правильного ответа, чья позиция верная, и у каждая своя правда, и в итоге своя трагедия.

 

Рокерские косухи и древнегреческие маски

Еще одной важной составляющей спектакля стала яркая, эклектичная сценография, созданная художником-постановщиком из Санкт-Петербурга Сергеем Новиковым, который, кстати, был знаком с композитором Владимиром Соколовым. Главные герои спектакля предстают перед зрителями в рокерских косухах с характерной атрибутикой и в древнегреческих масках. А очаровательные богини судьбы Мойры, например, в костюмах с эполетами и чалмах на голове.

 

 

Представление об античности у современных людей весьма условное, поэтому я отталкивался от музыки и центрального персонажа, – рассказал Сергей Новиков. – Так на сцене появились буквы, из которых состоит слово «Антигона», они переставляются, трансформируется в течение всего спектакля. А если говорить о музыке, то мне кажется, что в ней много боли, связанной с перестройкой 1990-х годов. Отсюда и возникла идея, что какие-то персонажи у нас в шляпах и костюмах, другие в рок-эстетике с элементами греческого стиля.

Сценография словно связывает воедино все составляющие постановки, создавая яркий художественный образ, удивительно созвучный сегодняшнему времени. Кроме того, постановка получилась лаконичной – один час 20 минут без антракта – и смотрится буквально на одном дыхании. Иркутские зрители очень тепло приняли новую «Антигону» и в финале аплодировали стоя.

Материал газеты «Областная» № 140 (2782) от 11 декабря 2024