Транспортная реформа для Приангарья

Тему межмуниципальных перевозок и транспортного обслуживания обсудили на заседании Общественного совета при Законодательном Собрании под председательством Алексея Соболя. Участие в обсуждении вопросов принял спикер областного парламента Александр Ведерников.

 

Увеличить регулируемый тариф

Открывая заседание Алексей Соболь отметил, что вопрос об эффективной организации транспортного обслуживания пассажиров не раз становился предметом обсуждений на Общественном совете:

Сегодня наша задача посмотреть, что изменилось в этой отрасли в нашем регионе, что необходимо нам предпринять на уровне исполнительной власти, на уровне органов местного самоуправления, на уровне развития структур гражданского общества, чтобы переломить негативные тенденции в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры.

До начала заседания законодатели вместе с участниками Общественного совета посетили иркутский автовокзал, где в настоящее время проводится модернизация здания и информационных систем, а в следующем году установят навесы в зоне отправления автобусов. Вместе с тем комфортные условия для пассажиров и водителей общественного транспорта созданы не везде.

Практически у всех муниципалитетов серьезный износ парка пассажирского транспорта, дефицит водителей, недостаток средств на обновление автобусов, на поддержку легальных перевозчиков. Мэры нам рассказывают о том, как зимой люди мерзнут на остановках, вынуждены спать на вокзале, потому что нет автобусов, – перечислил проблемы Александр Ведерников.

В качестве конкретного примера он привел поселок Новостройка Черемховского района, где отсутствует ежедневное автобусное сообщение. Мэр Черемховского района Сергей Марач сообщил, что более 30 населенных пунктов не имеют транспортного сообщения, а из 13 муниципальных маршрутов только два являются регулируемыми.

Спикер Заксобрания напомнил, что уже несколько лет ведутся разговоры о необходимости разработки региональной комплексной программы по развитию общественного транспорта. Законодатели изучили опыт других субъектов страны, где есть такие программы. Их наличие позволяет другим регионам получать федеральную помощь на обновление общественного транспорта.

К сожалению, наши муниципальные образования, и в первую очередь речь идет об иркутской агломерации, вынуждены использовать схемы лизинга, в общем, в той или иной степени заемные средства, – констатировал спикер областного парламента.

Он привел статистику по другим регионам Сибири. На слайдах он показал, что доля перевозок по регулируемым тарифам в таких регионах, как, например, Красноярский край и Новосибирская область, в несколько раз больше, чем в Прибайкалье:

Настало время переходить к единой, понятной и прозрачной схеме с высокими стандартами обслуживания и нашему региону.

 

Почему автобус долго едет?

Перед участниками заседания с основным докладом выступил министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов. Он сообщил, что в регионе ведется работа по модернизации маршрутной сети. В частности, за последних два года количество дублирующих маршрутов без ухудшения транспортной доступности уменьшено с 367 до 307. Помимо этого, ведется разработка паспортов транспортной обеспеченности территорий.

Ее цель – обеспечить в территориях транспортную связь между населенными пунктами и районными центрами, а районных центров с областным центром, – отметил министр.

 

 

Основной этап реформирования транспортной схемы планируется начать в 2025 году. Помимо создания регионального стандарта и комплексного регионального плана транспортного обслуживания, предполагается участие Приангарья в федеральном проекте «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Это, к примеру, подразумевает обновление подвижного состава общественного транспорта в городах с численностью населения свыше 50 тыс. человек.

По словам депутата Заксобрания Галины Кудрявцевой, из Иркутского района сложно добраться до областного центра жителям Гороховского и Марковского муниципальных образований. Кроме того, нет автобусных остановок возле амбулатории в Уриковском муниципальном образовании, такая же ситуация может сложиться в Листвянкинском муниципальном образовании, где сейчас строится медучреждение.

Член Общественного совета Юрий Фалейчик поднял тему туристических маршрутов. В этом году иркутский аэропорт готовится встретить четырехмиллионного пассажира, такого не было со времен Советского Союза. Растет и туристический поток, с каждым годом желающих увидеть Байкал все больше.

Следует подумать о расширении дорог в Листвянку, МРС, Хужир, чтобы избежать транспортного коллапса во время сезонного отдыха, – предложил Юрий Фалейчик. Кроме того, от участников заседания поступили предложения по развитию маршрутов водного транспорта, восстановлению причалов и развитию расположенной рядом с ними инфраструктуры.

Какая ситуация в сфере транспортного обслуживания складывается в муниципальных образованиях, рассказали мэр Качугского района Евгений Липатов, мэр Черемховского района Сергей Марач и заместитель мэра Иркутского района Юрий Витер.

По мнению вице-спикера ЗС Натальи Дикусаровой, при реформировании транспортного сообщения должны быть учтены все аспекты, в том числе, планы по развитию туризма, строительству социальных учреждений и другие перспективы.Также она сообщила, что необходимо проработать вопрос перевозки льготных категорий граждан на коммерческих маршрутах.

Все поступившие предложения членов Общественного совета и представителей муниципальных образований будут включены в проект решения, который после утверждения направят в правительство Иркутской области.

Материал газеты «Областная» № 140 (2782) от 11 декабря 2024