Полоса отчуждения
В Иркутске открылась фотовыставка известного мастера Игоря Бержинского
Серию работ под названием «Деревянный Иркутск» известный мастер, член Союза фотохудожников России, лауреат премии губернатора Игорь Бержинский представил в Иркутском техническом университете.
Деревянный Иркутск: уходящая натура
В свое время фотовыставка Игоря Бержинского «Иркутск купеческий» с большим успехом демонстрировалась во многих городах России, в том числе в Ярославле и Москве.
Деревянные кружева Иркутска снимают многие мастера, но при этом работы Бержинского невозможно перепутать с чьими-либо другими.
Любимый город Игорь Юрьевич старается снимать рано утром, а также в непогоду, когда на улицах безлюдно. На его снимках почти нет машин, городского транспорта, не увидите даже случайных прохожих. Зато при случае автор с удовольствием вписывает в кадр кошек, питая к этим животным трепетные чувства. Говорит, не сложилась людская тематика, да и, в общем-то, сам не хотел.
Рассматривая работы Игоря Бержинского, невозможно определить, когда они сделаны – год, два или десять лет назад. Потому что на снимках – чистая красота, характер и особенная стать деревянного Иркутска.
Сам он с горечью замечает, что искать и снимать подобные сюжеты становится все сложнее. В областном центре практически не осталось чистых улиц без точечной застройки, убогой рекламы и неряшливого самостроя.
Стоит посмотреть на деревянные улочки Иркутска, снятые Игорем Бержинским 10–15 лет назад и сравнить с тем, как выглядят дома сегодня, и невольно приходишь к выводу – кружевное зодчество города исчезает, растворяется среди безликих многоэтажек. Пока шла работа над альбомом «Город и дерево. Архитектура и ремесло», Иркутск навсегда потерял 10 объектов культурного наследия.
С этой точки зрения работы Игоря Юрьевича можно рассматривать как исторический материал, и чем дальше, тем ценнее они будут.
30 лет снимает КБЖД
Особое место в творчестве Игоря Бержинского занимает Кругобайкальская железная дорога. Больше, чаще и лучше него этот участок, омываемый Байкалом, точно никто не снимал и вряд ли снимет в обозримой перспективе. Когда начинает казаться, что все тоннели, мосты сняты давным-давно, стоит посмотреть на свежие работы Игоря Юрьевича, и тогда кругобайкалка открывается с новой стороны, и так каждый раз. Выставка в политехе – отличный повод поговорить и об этой стороне творчества, потому что Игорь Бержинский считается непубличным художником, довольно редко выходит в народ, еще реже выступает. Для связи с миром пользуется кнопочным телефоном – излишняя информация мешает творчеству.
– Игорь Юрьевич, поскольку выставка проходит в техническом университете (ИРНИТУ), расскажите, что вас связывает с вузом?
– Студенческие годы. Когда я учился на авиационном факультете, он назывался просто – Иркутский политехнический институт. По специальности удалось поработать недолго, а потом сменил профессию.
– Фотографией занялись в студенческие годы или позже?
– Нет, значительно раньше. В девять лет мне подарили на день рождения фотоаппарат. И уже тогда я имел кое-какое представление о фотографии. Мой отец много снимал, и вся эта магия вечерами на кухне с задернутыми окнами под красным фонарем была мне знакома.
– Когда состоялся дебют выставочной деятельности?
– Первая выставка прошла в декабре 2002 года в городском выставочном центре имени Виталия Рогаля и была посвящена Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). И название тогда само собой сложилось – «Полоса отчуждения». В буквальном смысле полоса отчуждения – это железнодорожное полотно с прилегающей к нему территорией, находящейся в юрисдикции ВСЖД.
– Когда рассматриваешь серию про КБЖД, создается впечатление, что вы там круглогодично находитесь. Как часто бываете на кругобайкалке на самом деле, и с чего начался этот «роман»?
– Первый раз на кругобайкалку попал 12 апреля 1994 года, то есть 30 лет назад. В поселке Маритуй снимал для одной архитектурной конторы, которая делала проект реставрации трех домов. Особо времени интересоваться достопримечательностями не было, но уже тогда тупиковая дорога зацепила меня, и я решил, что обязательно вернусь, возможно, и не раз. Так и вышло: иногда по 8–9 выходов за год совершал. Никогда не приезжаю на один-два дня, минимум неделя. Меня никогда не привлекала вот эта ходьба с огромным рюкзаком, когда, высунув языки, пробегают по 30 км за день на последнем издыхании, ничего не замечая вокруг. Предпочитаю сидеть в засаде и ждать удобного момента.
– Чем вас привлек участок старой железной дороги, что регулярно приезжаете сюда в течение 30 лет?
– Уединенностью, заброшенностью, особой атмосферой, наверное.
– Спустя три десятилетия можно сказать, что тему КБЖД вы для себя исчерпали?
– Нет, конечно. В отдельных местах бывал десятки раз, но всегда обязательно происходит что-то новое. И потом, я не ставил перед собой задачи просто отснять инженерные сооружения и закрыть тему.
Азы фотографического ремесла Игорь Юрьевич освоил еще в школьные годы, а профессиональной съемкой начал заниматься в 1989 году. Основную тему творчества – деревянное зодчество Иркутска, памятники истории и культуры – определило его сотрудничество с архитектурно-реставрационными мастерскими. Среди множества его проектов – оформление книги Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь… Иркутск», а также альбома Ирины Калининой и Надежды Красной «Город и дерево. Архитектура и ремесло».