Реструктуризация или произвол?

Почему в Институте развития образования сокращают педагогов

Недавно группа педагогических работников Института развития образования Иркутской области обратилась в СМИ с тревожными новостями о том, что 32 сотрудника учреждения получили предписание о сокращении. Также в публикациях появилась информация о том, что педагогам предложили должности гардеробщика, уборщика, заведующего складом и рабочего по обслуживанию и ремонту зданий. За разъяснением ситуации мы обратились к ректору института Наталье Пономаревой.

Институт развития образования – бюджетное учреждение, которое работает по государственному заданию, и его выполнение – наш основной источник финансирования. Сейчас меняются сами механизмы повышения квалификации педагогических работников. Если раньше наш институт обучал педагогов через государственное задание, которое реализовывалось за счет субсидии, то в этом году субвенция на эти нужды уходит в муниципалитеты. В итоге педагоги могут распоряжаться ею на свое усмотрение – повышать квалификацию не только в нашем институте, но и в любом другом аналогичном образовательном учреждении России, – пояснила Наталья Пономарева.

При этом ректор подчеркнула, что если ранее практически все 45 тыс. педагогов региона повышали свою квалификацию в институте, и за год через учреждение проходило порядка 12 тыс. человек, то сейчас количество обучаемых уменьшилось почти в два с половиной раза. Соответственно, снизился и объем финансирования.

Следует отметить, что это не произвол руководства института и не решение региональных властей, а федеральная повестка, цель которой – создать здоровую конкурентную среду в данном сегменте. И наше учреждение обязано быть очень мобильным, чтобы соответствовать этим новым требованиям. Мы стараемся наиболее эффективно реализовывать государственное задание, периодически меняя свою структуру. Подчеркну, что реструктуризация – не новая практика для института. Например, кафедру начального и дошкольного образования мы открыли три года назад, потому что нужно было учить огромное количество воспитателей, но сегодня ситуация изменилась, – рассказала Наталья Пономарева.

Она также напомнила, что на протяжении трех последних лет институт усиленно работал над реализацией проекта «Школа Минпросвещения России». В итоге все управленческие команды общеобразовательных организаций Иркутской области получили необходимые знания, провели самодиагностику своих учреждений и наметили спектр проблем, которые нужно решать. Причем эти вопросы лежат не в теоретической, а в практической плоскости – воспитания, дополнительного образования, создания психологического климата в коллективе и так далее. Это означает, что в ближайшее время институт будет больше работать через практико-ориентированные программы.

Хочу подчеркнуть, что у нас работают профессионалы высокого уровня, которые обычно быстро перестраиваются, реализуя новые проекты. В институте, действительно, закрываются несколько кафедр: кафедра социально-гуманитарных дисциплин, кафедра естественно-математических дисциплин, кафедра начального и дошкольного образования и кафедра этнорегионального образования, ведь все эти кафедры обучали учителей. Еще раз повторю, что сейчас у нас нет такого государственного задания. Но при этом открывается новая кафедра предметных областей, которая будет заниматься сопровождением всех проектов в этой сфере. Ни в коем случае мы не хотим потерять наших специалистов, поэтому, если они решат продолжить работать в институте, для них найдутся вакансии. Для специалистов в области преподавания предметных областей всегда есть работа, если не в должности преподавателя, то, например, в должности методиста или старшего методиста. У нас много проектов. Кроме того, имеются должности в других структурах, – добавила она.

Наталья Пономарева также рассказала о том, что новая структура начнет работать с 1 марта 2025 года, но институт официально уведомил об этом сотрудников не за два месяца, как положено по закону, а даже за три. Из 32 человек, попавших под сокращение, 15 уже дали согласие продолжать работать в институте на других должностях. Три человека написали заявление о досрочном прекращении трудового договора, двое уволились из института. На сегодняшний день решение не приняли 12 человек, из которых два человека – это внешние совместители.

Хочу пояснить, откуда взялись вакансии рабочих профессий среди предложенных педагогам должностей. Дело в том, что в соответствии с законодательством институт должен предоставить каждому человеку, чья должность сокращается, весь перечень существующих вакансий. Это вовсе не означает, что руководство предложило педагогам занять рабочие специальности. Просто на момент введения нового штатного расписания эти должности есть в перечне, и по закону никто не имеет права их утаить. Также в перечне есть должности заведующего кафедрой, главного научного сотрудника, доцента и так далее. Очень бы хотелось, чтобы произошедшие изменения дали старт большой работе, запланированной на 2025 год, ведь для многих он знаковый: это год Победы в Великой Отечественной войне и год 300-летнего юбилея иркутского регионального образования, – отметила Наталья Пономарева.

 

Справка:

Институт развития образования – единственное государственное учреждение дополнительного профессионального образования в Иркутской области, являющееся «агрегатором полномочий» в части научно-методического сопровождения реализации более 80% федеральных и региональных стратегий, проектов и программ. Ежегодно институтом в рамках этой работы выполняется более 1000 мероприятий разного уровня.

 

Комментарий

Максим ПАРФЕНОВ, министр образования Иркутской области:

– 2 декабря встретился с коллективом Института развития образования Иркутской области. Поводом послужила реструктуризация, которая началась в нем, а вернее – тот очень напряжённый эмоциональный фон вокруг структурных изменений, которые должны занять несколько месяцев, но уже с первых дней вызвали резкую реакцию сотрудников, которым были вручены уведомления о сокращении их должностей в новой структуре.

По опыту знаю, что любые штатно-организационные мероприятия, пусть даже необходимые, должны максимально учитывать интересы людей, которых они касаются. Это всегда трудно, особенно в ситуациях системных разногласий и несовпадения позиций. Именно это увидел в институте.

Понятно, что на волне эмоций людям хотелось сразу получить ответы на свои вопросы, высказаться и быть услышанными. Лично для меня важно было услышать эти мнения, аргументы за и против, понять, какие точки зрения есть в коллективе.

Сразу скажу, что это получилось лишь частично, о конструктиве пока явно рано говорить, но говорить необходимо! Мне как руководителю министерства, в ведении которого находится институт развития образования, необходимо детально разобраться в позициях, оценить все риски и перспективы развития событий, чтобы, не вставая ни на чью сторону, принять решение в пользу дела.

Для этого решил обратиться за независимой экспертной оценкой ключевых аспектов деятельности ИРО к научному сообществу и к коллегам из муниципалитетов. Исходя из такой оценки будем планировать дальнейшие шаги и корректировать их при необходимости.

Материал газеты «Областная» № 143 (2785) от 18 декабря 2024