«За каждым звонком – человеческая жизнь»

Спасение 91-летней женщины в Качуге, транспортировка недоношенного ребенка из Усть-Кута, экстренная помощь пациенту в Тулуне. Бригады Иркутского областного центра медицины катастроф за сутки успели слетать в три района Приангарья. Эти врачи каждый день видят сильную боль и за считаные минуты принимают решения, от которых зависят жизни людей. О тяжелых буднях медиков – наш репортаж.

 

Медицинская эвакуация

Рабочая смена в Центре медицины катастроф (ЦМК) начинается ранним утром. Необходимое на вызове медоборудование и снаряжение бригада может собрать буквально с закрытыми глазами.

Здесь находятся дефибрилляторы, аптечки. Есть противогазы, детские переноски, термоодеяла. У каждой бригады своя укладка, – рассказывает заведующая организационно-методическим отделом ЦМК Елена Ряднова.

В центре работают специалисты нескольких профилей – анестезиологи, врачи скорой медицинской помощи, хирурги, нейрохирурги, травматологи, неонатологи.

У нас используются в основном специальные реанимобили, оборудованные необходимой аппаратурой для оказания в пути следования реанимационного пособия пациентам, нуждающимся в искусственной вентиляции легких и мониторировании жизненно важных функций. Конечно, автопарк требует постоянного внимания, ремонта и обновления, – рассказывает и.о. директора Иркутского областного центра медицины катастроф Андрей Ворожба.

Важное направление работы выездных бригад – медицинская эвакуация пациентов из районов в специализированные учреждения более высокого уровня. Для этого при необходимости используется авиация. В Иркутске базируется вертолет Ми-8АМТ, оборудованный специальным медицинским модулем для проведения реанимационных мероприятий в полете, по договору с авиакомпаниями летают самолеты Ан-24, Ан-26 и другие.

За год специалисты центра выполняют медицинскую эвакуацию порядка 3 тыс. пациентов, пятая часть из которых – дети. В центр каждые сутки поступает до 20 вызовов, связанных с эвакуацией тяжелых больных.

В состав областного Центра медицины катастроф входят Иркутское, Братское, Киренское и Нижнеудинское отделения экстренной консультативной скорой медицинской помощи, – продолжает Андрей Ворожба. – Там также дежурят вертолеты. Врачи узких специальностей – нейрохирурги, травматологи, хирурги – выезжают в районные больницы, если из-за тяжести состояния пациента невозможно транспортировать в Иркутск.

 

В режиме «24 на 7»

В диспетчерском центре вызовы и звонки не прекращаются, кажется, ни на минуту. Заведующего Иркутским отделением ЦМК Никандра Кириллова здесь называют главным логистом. В медицине катастроф он трудится 12 лет, общий стаж – с 1996 года.

Никандр Николаевич работает 24 на 7 – получает вызовы, решает вопросы по переводу всех пациентов, определяет состав бригады, каким видом транспорта будет выполняться выезд, в какие сроки будет доставлен пациент, – представляет коллегу Елена Ряднова.

 

 

Утро начинаем с разбора полетной документации, готовим карты, заявки, – показывает Никандр Николаевич. – Сегодня уже ушли два борта. В Бодайбо на прииске от взрыва емкости пострадал вахтовик. В Усть-Куте необходимо забрать новорожденного с критически малой массой тела, доставить в Ивано-Матренинскую детскую клиническую больницу. Вчера выполняли полет в Байкальск, там была тяжелая хирургическая патология, женщина 70 лет на искусственной вентиляции легких. В Саянск летали за заболевшими детьми. Также улетел вертолет по маршруту Иркутск – Братск – Тайшет. Отсюда забираем из детской больницы ребенка после лечения, доставим его по месту жительства в Братск.

Закончить разговор мы не успеваем – поступил телефонный звонок медика из Тулуна.

Наши нейрохирурги сегодня больного с аневризмой заберут, – успокаивает коллегу Никандр Кириллов.

Он и сам неоднократно вылетал на тяжелые происшествия. Одним из тяжелейших случаев был вылет на место падения самолета 12 сентября 2021 года. Экипаж выполнял регулярный пассажирский рейс Иркутск – Казачинское, на борту самолета было двое пилотов и 14 пассажиров. Медики ЦМК вылетели к месту ЧС ночью, летели в сильный туман, вертолет сел задними колесами буквально на краю обрыва. Выживших пострадавших доставили для лечения в Иркутск.

 

 

Работал Никандр Кириллов и при ликвидации наводнения в 2013 году в селе Преображенка Киренского района. Больницу затопило, он жил неделю в развернутом медицинском модуле. На лодках проводил подворовые объезды жителей. А в 2019 году вместе с коллегами спасал пострадавших в затопленных Нижнеудинске и Тулуне.

Очередной звонок по скорой помощи поступает из Качуга. У 91-летней пациентки нарушение мозгового кровообращения. После консультации с анестезиологом ее доставят в сосудистое отделение Иркутской областной больницы. Новый звонок – у беременной женщины в Казачинско-Ленском районе начались преждевременные роды.

Ребенок не выживет, если оперативно не вмешаться. По пути пациентке будет оказана респираторная поддержка и токолиз – акушерская процедура, проводимая с использованием медикаментов для отсрочки родовой деятельности, – поясняет Никандр Николаевич.

 

Три тысячи звонков в сутки

Мы проходим в святая святых – Единый диспетчерский центр. Здесь идет прием информации обо всех ЧС и ЧП в регионе, налажена связь с экстренными службами и с Федеральным центром медицины катастроф. Это рабочее подразделение сотрудники шутливо называют «лобным местом».

Сегодня проводится несколько полетов с участием наших подразделений. Задействовано два вертолета – из Братского отделения коллеги полетели в Усть-Илимск за двумя пациентами. Их переведут в Братский сосудистый центр. Второй вертолет вылетел из Иркутска в Братск и Тайшет. За каждым звонком стоит человеческая жизнь, – говорит специалист отдела Елена Басанова.

На базе Иркутского областного ЦМК создан региональный центр управления вызовами скорой и неотложной медицинской помощи. Благодаря российскомупрограммному комплексу АДИС состояние и расположение всех бригад можно отслеживать в режиме реального времени. Программа показывает расстояние от места вызова до бригады, среднее время ожидания пациента на линии, время ответа операторов. Все звонки записываются.

Идет интеграция скорой помощи с неотложной помощью поликлиник, – поясняет фельдшер по приему и передаче вызовов Елена Пивнюк. – Мы видим статистику в режиме онлайн, где и сколько ДТП и пожаров, сколько пострадавших, видим все инсульты и инфаркты. Три тысячи звонков по скорой Приангарья фиксируются за сутки.

 

 

Фельдшер внимательно всматривается в монитор:

Вот ситуация, звонит папа, заболел ребенок. Ждут скорую, но поступает повторный звонок – у ребенка начались судороги. Мы повышаем уровень приоритетности, скорая должна добраться до маленького пациента незамедлительно.

Сотрудники Единого диспетчерского центра непрерывно обучают новым технологиям коллег из районных и городских поликлиник. АДИС помогает рационально распределить силы и бригады, позволяет хранить много информации, координировать работу. Эта уникальная программа спасла не одну человеческую жизнь. А однажды благодаря карте помогла быстро найти бригаду скорой, которая попала в ДТП в Слюдянском районе. Медики перевозили пациента в Иркутск, возвращались на рабочее место. В машину врезался большегруз, 57-летний водитель скорой помощи и 54-летняя женщина-фельдшер погибли на месте.

 

Издержки профессии

О рисках и сложностях в работе медиков рассказывает медицинская сестра-анестезист Елена Шеметова:

В реанимобиле, вертолете надо уметь действовать. Вертолет вибрирует, вестибулярный аппарат должен быть сильным. При шуме в вертолете мы не слышим друг друга, показываем буквально на пальцах, что надо. Нужны интуиция и контакт с коллегами. Человек протягивает руку, а ты ему уже подаешь нужный инструмент.

Работники выездных бригад скорой помощи порой и сами попадают в экстремальные ситуации – в ДТП, оказываются один на один с толпой, которая может быть агрессивной.

Сложно контактировать с неадекватными людьми, пьяными, психически нестабильными, наркоманами. Нужно выдержать этот поток агрессии, уметь погасить конфликт, выглядеть достойно, грамотно выйти из любой непредвиденной ситуации. Потому что в приоритете пациент, ему нужно помочь быстро и квалифицированно, – говорит врач скорой помощи ЦМК Валентина Митряшкина.

Никандр Кириллов вспоминает случай в Усть-Уде:

Застряли мы на скорой, не доезжая 300 метров до вертолета, машина провалилась в глиняную яму. Выбирались из автомобиля через заднюю дверь. Нашли доски, вытаскивали машину, летчики и техники нам помогали. По грязи на руках несли пациента. А потом «пожаркой» вытягивали скорую.

 

 

Врач скорой помощи Сергей Комаров рассказывает о трудностях работы буднично. Его стаж в медицине – 20 лет, семь лет работает в ЦМК. На 10 дежурств в месяц приходится шесть-семь полетов в отдаленные территории. Бывает, что самолет сел, а обратно улететь невозможно – пурга. Приходится вдали от дома ждать летной погоды.

Самое сложное, по его признанию, – видеть пострадавших детей. К такому привыкнуть невозможно. Инородные тела у детей, патологии новорожденных, недоношенные младенцы, которых нужно эвакуировать в областной центр – это ежедневная работа. Печалит Сергея Леонидовича и тот факт, что инсульты и инфаркты молодеют:

– Недавно летали за 30-летним пациентом, инсульт. Из Качуга забирали 37-летнего парня с инфарктом. При работе с неонатальными бригадами ответственно перевозить маловесных, недоношенных деток. Ребенок, бывает, весит 500 граммов, его даже не видно среди вещей.

Летать и перевозить больных приходится по всей России – в Москву, Новосибирск, Красноярск. Недавно он сопровождал десятилетнюю девочку, которая вместе с мамой-донором летела на операцию по трансплантации печени.

– Сергей Леонидович, как при вашей работе оставаться спокойным, выдержанным, находить силы?

Надо любить свою профессию и людей в ней – коллег, пациентов. Помнить, что каждый наш пострадавший для тебя – пациент, а для кого-то – единственный, любимый человек. Медицина и цинизм несовместимы. Я не огрубел на своей работе, не смотрю на возраст пациента или его социальный статус. В первую очередь он человек и требует помощи.

Случайных людей в службе нет, – подтверждает Елена Ряднова. – Те, кто сюда приходит, остаются навсегда. Они энтузиасты, люди дела, профессионалы, идут в ЦМК вовсе не за высокими зарплатами. На каждого из наших специалистов, когда он прибывает в отдаленную территорию, смотрят с большой надеждой. Он должен принять верные управленческие решения, грамотно отработать с пациентом и коллегами. Ошибка может стать фатальной. Поверьте, это огромная ответственность. И, к счастью, по вине наших специалистов не бывает человеческих потерь.

Минздрав Иркутской области подготовил предложения в адрес Государственной думы РФ о совершенствовании законодательства по защите медицинских работников при оказании медпомощи от преступлений против жизни и здоровья. Об этом сообщил министр здравоохранения Иркутской области Андрей Модестов в ходе визита к врачу, пострадавшей во время оказания медицинской помощи.

В Иркутске молодой педиатр пострадала во время оказания медицинской помощи ребенку на дому. Мама несовершеннолетнего проявила агрессию и применила физическую силу, удерживая врача в своем доме. Сейчас врач вынуждена находиться на больничном листе и обратиться в правоохранительные органы.

Недавно всех потрясло печальное известие, когда фельдшера скорой помощи Казачинско-Ленской районной больницы убили при исполнении служебных обязанностей и профессионального долга. Затем поступил ряд сообщений о физическом воздействии родственников пациентов при оказании медпомощи. Одна из ситуаций возникла у молодого педиатра ИГКБ № 9. Мы не хотим, чтобы эти вопиющие случаи заставляли уходить из профессии наших медицинских работников, − сказал Андрей Модестов.

Материал газеты «Областная» № 143 (2785) от 18 декабря 2024