Новый свет Иркутского музыкального театра
В уходящем году в Иркутском областном музыкальном театре им. Н.М. Загурского произошло множество ярких событий – гастроли, премьеры, обновление светового оборудования, награды и многое другое. Об итогах года и планах рассказала его директор Татьяна Мезенцева.
– Татьяна Никифоровна, в этом году вы сделали любителям оперетты подарок – поставили нестареющую классику.
– Сейчас, пожалуй, самым популярным жанром, который очень любят зрители, стал мюзикл. При этом мы отмечаем большой интерес к классическому репертуару, в котором и артисты работают с удовольствием. Очень здорово, что в нашем театре вновь зазвучала знаменитая оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь».
Спектакль поставила главный режиссер Анастасия Гриненко, он получился ярким, веселым и динамичным. Кстати, постановку высоко оценил известный музыкальный критик, обозреватель «Российской газеты» и «Санкт-Петербургских ведомостей», член экспертного совета Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Владимир Дудин, которого мы приглашали в апреле.
Еще одной заметной работой главного режиссера стал спектакль «Волшебник Изумрудного города». Эту сказочную повесть Александра Волкова для маленьких зрителей и их родителей в театре поставили впервые. Красочный добрый семейный мюзикл на замечательную музыку Евгения Загота идет с большим успехом.
– Важно, чтобы в театре ставили спектакли и приглашенные режиссеры, ведь это помогает артистам развиваться, видеть другой художественный подход.
– Да, в последние два года у нас сложилось сотрудничество с режиссером Натальей Карпинской из Санкт-Петербурга. В ноябре она поставила музыкально-драматический спектакль «Довлатов. Про любовь» по повести «Филиал» Сергея Довлатова. Мы первые в Иркутской области обратились к этому автору, и, судя по отзывам зрителей, спектакль получился удачным. Это уже четвертая работа Натальи в нашем театре.
Среди ее постановок – симфоническая сказка «Петя и волк», из свежих – «Можно попросить Нину?» по мотивам рассказа Кира Булычева и спектакль-концерт «Дорога в облака» на стихи и музыкальные композиции 1930–1980-х годов.
– Многие иркутяне расстроились, что из репертуара ушли культовые спектакли «Иисус Христос – суперзвезда» и «Юнона и Авось». С чем это связано?
– С тем, что композитор Эндрю Ллойд Уэббер официально запретил исполнение своих произведений в России. Также не получилось договориться с композитором Алексеем Рыбниковым по поводу авторских отчислений с показов рок-мистерии «Юнона и Авось». Но помимо этих причин, есть и еще одна – эти спектакли шли на нашей сцене почти 30 лет. Как сказал театральный деятель, директор Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок: «Прощаться со спектаклями надо, пока они еще свежи и достаточно прилично выглядят. Театр не музей, с чем-то прощаемся, что-то приобретаем».
– Тем более совсем недавно в театре поставили рок-оперу по легендарному для Иркутска названию – «Антигона» на музыку композитора Владимира Соколова.
– Премьера «Антигоны» прошла в начале декабря. Этот спектакль впервые поставлен на сцене Иркутского музыкального театра. Проделана серьезная работа по восстановлению музыки нашего земляка Владимира Соколова, ведь не сохранилось ни нот, ни партитуры рок-оперы. Мы обратились к современному композитору, рок-музыканту Александру Пантыкину, который работал с видеозаписью постановки – то есть буквально на слух восстановил музыку, дописал отдельные части, сделал аранжировку. Наша «Антигона» в постановке главного режиссера Анастасии Гриненко идет на большой сцене. Конечно, это более масштабный спектакль. Здесь задействованы хор, балет, симфонический оркестр и рок-группа EXTROVERT. Я думаю, это непременно стоит увидеть.
– В этом году вы ведь еще и съездили на гастроли?
– Да, мы впервые приняли участие в федеральной программе «Большие гастроли» – состоялись обменные гастроли с Омским музыкальным театром. Интересно, что оба театра первый раз выехали в гости к друг другу. Наш коллектив с большим успехом представил несколько спектаклей. Омскую публику поразили «Декабристы». Зрители смотрели мюзикл, затаив дыхание, в зале царила тишина, в финале были слезы и бурные аплодисменты. Впечатлила омичей и наша «Пиковая дама», в этом спектакле необычная и стильная сценография, современная хореография. Кроме того, мы побывали на гастролях в Бодайбо, Байкальске, Братске, Тайшете. Осенью приступили к реализации гастрольного проекта «Позывной Теркин» для держателей «Пушкинской карты» – объехали уже несколько населенных пунктов. А в декабре с этим спектаклем примем участие в проекте «Тепло родного дома», организованного министерством культуры России совместно с Ассоциацией музыкальных театров. По их приглашению творческий коллектив представит «Позывного Теркина» на сцене Хабаровского краевого театра юного зрителя.
– Год запомнился и множеством престижных наград.
– Да, среди самых значительных – премия «Легенда» Ассоциации музыкальных театров, лауреатом которой стал народный артист России Владимир Яковлев. Это одна из самых важных наград, которая вручается выдающимся деятелям музыкального театра за профессионализм, преданность и верность профессии, вклад в развитие российского театрального искусства.
Отличились и другие солисты нашего театра. Никита Мещеряков удостоен премии СТД России на XVII Московском международном конкурсе молодых артистов музыкального театра «ОпереттаLand», а государственную стипендию СТД России на реализацию самостоятельных творческих проектов получил Станислав Грицких. Яна Иванова признана лауреатом третьей премии Международного конкурса вокалистов имени Наталии Шпиллер. Солистка Кристина Рагиль стала обладательницей II премии в номинации «Мюзикл» на IX Международном конкурсе молодых артистов оперетты и мюзикла имени народного артиста СССР Владимира Курочкина. Вклад в развитие культуры Людмилы Борисовой и Ивана Перевощикова отмечен премией губернатора Иркутской области. Софья Сучкова победила в Международном многожанровом конкурсе талантов «Весенний фестиваль» в номинации «Вокальное искусство».
Кроме того, театр занял второе место в федеральном этапе Национальной премии «Корпоративный музей» в номинации «Музей для всех». Там мы соревновались с музеями больших корпораций страны и были единственным театральным музеем, представленным в конкурсе.
– Радует, что каждый год театр укрепляет материально-техническую базу, в этом году вы обновили свет.
– Да, в прошлом году полностью заменили механику сцены. А сейчас – световое оборудование, на эти цели из областного бюджета было выделено 200 млн рублей. Нам установили 230 прожекторов разного вида и два пульта управления. Совершенствовать технические возможности театра – очень важно, но хлопотно. Из-за замены светового оборудования мы до сих пор работаем не в полную силу, потому что необходимо заново «прописывать» световую партитуру каждого спектакля, а таких, идущих на большой сцене, 30, не считая премьер сезона. Планируем, что эту работу мы полностью завершим в феврале. Кроме того, в этом году в рамках национального проекта «Культура» мы приобрели новый цифровой звуковой пульт и 36 микрофонов. В дальнейшем приступим к замене звукового оборудования и кресел в зрительном зале.
– Расскажите о премьерах следующего года.
– Премьеры ждут нас еще в декабре – детская музыкальная сказка «Аленький цветочек» и Большой новогодний концерт. Ну а сразу после праздников начнутся репетиции мировой премьеры – мюзикла «Горе от ума» на музыку Владимира Баскина, работать над этим спектаклем будет режиссер Филипп Разенков, известный нашему зрителю по мюзиклу «Декабристы». Весной к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне представим еще одну мировую премьеру – спектакль по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Либретто и музыку к нему пишут лауреаты Российской национальной театральной премии «Золотая маска» и премии «Музыкальное сердце театра» Константин Рубинский и Артур Байдо.