Дорога длиною в жизнь

Иркутская область отметила 50-летие БАМа

В нынешнем году в России отметили 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Сейчас дорога переживает второе рождение – строятся вторые пути, возводятся тоннели. В честь юбилея легендарной магистрали в Иркутской области прошло множество мероприятий, главным из которых стало чествование ветеранов-строителей. Памятные медали бамовцам вручил губернатор Игорь Кобзев.

 

 

Вы работали в тяжелых климатических условиях: непроходимые болота, тайга, скалы. Это героизм. В местах вечной мерзлоты прокладывали километры стальной трассы, решали задачи запредельного уровня сложности, воплощали в жизнь принципиально новые инженерные решения. БАМ дал в свое время новый импульс развитию страны, – обратился к строителям магистрали глава региона.

 

И учитель, и строитель, и прораб

Бамовскими историями поделился Леонид Выговский, заместитель председателя Иркутского регионального отделения БАМа, заслуженный учитель РФ. В мае 1974 года на станции Падунские Пороги он встретил отряд XVII съезда комсомола, который следовал на легендарную стройку.

 

 

Захотелось поехать с ними. Думал, не возьмут, ведь не строитель, а учитель, но вскоре мне предложили стать директором первой школы на БАМе в Звездном, – вспоминает он. – В августе в кирзовых сапогах, рабочем костюме, с рюкзаком приехал на БАМ. На месте школы было уложено четыре венца сруба, а открыться она должна была 1 сентября. Но бамовцы все сделали вовремя. А мне пришлось поработать и строителем, и прорабом, и только позже – учителем.

В палатке, где жили учителя, Выговскому, как директору отвели одноместный отсек:

На первых порах у нас было семь учеников и 15 дошколят. Мы начали готовиться к приему детей. Необходимое оборудование, парты, книги завозили вертолетами. Также доставили и первое пианино в поселке, его нам отправили комсомольцы Падунского райкома комсомола.

Открытие школы состоялось 3 сентября, было восемь классных комнат с партами.

Тепла в школе не было, многое доделывалось буквально на ходу: мы в первую смену отработаем, потом заходят строители, электрики, сантехники. 8 сентября выпал снег. Стало холодновато, нам пристроили небольшую котельную. Уже к январю число учеников увеличилось до 80, – вспоминает Леонид Выговский.

До 7 ноября он жил в палатке. К этому времени уже привез семью – супругу и двоих детей:

Нам выделили комнатушку – пристрой к пекарне, где должен был располагаться хлебный магазин. Но пекарня еще не была запущена, поэтому этот магазинчик отдали под жилье. Я поставил буржуйку, общая площадь комнаты была примерно 16 квадратов. Вместе с контейнером с вещами нам пришел телевизор – единственный на весь поселок. Удивительно, но в тайге «ловились» каналы, мы смотрели новости, хоккей. Ребята вечерами набивались в комнату, а потом поняли, что у нас есть своя жизнь. Поэтому попросили поставить телевизор к окну и смотрели его с улицы.

 

 

Первый учебный год школу в Звездном оканчивало 160 учеников. Ребята были разные, приезжали, как говорили в народе, с Волги, с Камы, с разных рек. За каждым классом была закреплена бригада, шефы. Дружили капитально. Весной традиционно организовывали туристический слет, 9 Мая – легкоатлетическую эстафету ко Дню Победы, проводили «Зарницу». Через три года в школу ходили 700 учеников.

Благодаря БАМу я состоялся как человек, гражданин, педагог, профессионал. И я не один такой: много ребят, приезжавших туда после техникума или с неполным образованием, добились успеха, – говорит Леонид Выговский.

 

Не женская работа

Почти 40 лет БАМу отдала Валентина Кедрова. Летом 1974-го из Братска уехала в Магистральный. Ей был 21 год. В трудовой появились записи «Монтер пути третьего разряда», «Сучкоруб второго разряда».

Да, это была совсем не женская работа. Строили зимники, автодорогу, железную дорогу. Тяжело было – да, но мы тогда были молоды, не ощущали этого. Просто работали над делом, которое нам доверили. Наши мальчики нас оберегали, мы чувствовали себя с ними как за каменной стеной, – вспоминает Валентина Кедрова.

 

 

Там, в Казачинско-Ленском районе, она встретила и свою судьбу, будущего супруга. Говорит, что БАМ для их семьи стал дорогой длиною в жизнь, дружбой длиной в 50 лет для всех бамовцев, которые по сей день поддерживают общение.

Из Усть-Кута на церемонию награждения приехала Любовь Валенко. На БАМ она отправилась в 17 лет по комсомольской путевке из Красноярского края. После школы работала на заводе, готовилась к поступлению в институт, но планы резко поменяла, когда узнала про магистраль:

Меня не хотели отпускать с завода. Я в слезы. Поеду, и все! Отпустили с условием, что вернусь, но так я и не вернулась.

На БАМе трудилась до самой пенсии. Сначала работала в котельной, позже строила мосты:

Испытательные опоры, переходные плиты, балки – вот чем я занималась. Бетон принимали, грели его, чтобы не замерз, заливали опоры, копали котлованы. Конечно, тяжело было. Поначалу жили в бараках, но на неудобства внимания не обращали. Мы были заражены идеей строительства.

 

 

Лариса Норина, жительница Усть-Кута, на БАМ отправилась в 17 лет. Была начальником отдела по жилищно-коммунальному хозяйству, после – заместителем начальника по социальным вопросам, быту и кадрам.

Мы ехали не за деньгами. Мы были молоды, нам нужна была романтика и общение, – размышляет она. – Работать приходилось в суровых условиях. И минус 62 было, но мы как будто этого не замечали. Помню, как однажды в вагончике я примерзла к молодому человеку, это 75-й год, март. Не было ведь жилья, ночевали где придется. Это была школа жизни и мужества.

 

В 70-е годы прошлого века молодежь стремилась на стройку со всей страны. Здесь мужали, росли профессионально и творчески. В Иркутске 20 февраля 1984 года состоялась историческая встреча бригадиров Александра Бондаря и Ивана Варшавского, которые подписали договор об условиях укладки «золотого» звена БАМа – на год раньше срока!

Игорь КОБЗЕВ, губернатор Иркутской области

 

Спецвыпуск областной № 145 (2787) от 23 декабря 2024 года