Модернизация БАМа продолжается

Президент России Владимир Путин назвал модернизацию Байкало-Амурской магистрали более масштабным проектом, чем ее строительство во время СССР. Символично, что в год 50-летия БАМа завершился второй и стартовал третий этап развития современной инфраструктуры. Расскажем, какие именно проекты по модернизации удалось реализовать в 2024 году в границах Восточно-Сибирской железной дороги.

 

Масштабные задачи

В современной России Транссиб и БАМ во многом определили логистику будущего. Железнодорожные магистрали открыли новые возможности развития бизнеса в восточном направлении, а их модернизация обеспечивает выход на растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками СССР. Причем с огромным напряжением сил, – отозвался о модернизации БАМа Владимир Путин, выступая на Восточном экономическом форуме в этом году.

Байкало-Амурская магистраль является частью Восточного полигона. Железная дорога проходит по территории Амурской и Иркутской областей, Забайкальского и Хабаровского краев, Бурятии и Якутии. БАМ не только существенно увеличил экспортные и транзитные возможности страны, благодаря ему реализуются масштабные проекты по освоению крупнейших месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.

 

 

Для развития экономики страны необходимо увеличить объемы грузооборота по железной дороге. Реконструкция, которая ведется по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры», позволит сделать БАМ двухпутным, а также будет решена проблема «узких мест». Для этого создается принципиально новая по качеству железнодорожная инфраструктура с привлечением самых передовых технико-технологических решений.

 

Главные объекты года

Из 32 объектов на Восточно-Сибирской дороге, модернизация которых планировалась на 2024 год, на БАМ приходится 23. Основной акцент строителями был сделан на путевое развитие. Так, в апреле состоялось открытие движения поездов стразу на трех объектах: в их числе разъезд 1174-й км, расположенный на участке Кирон – Ангоя (Республика Бурятия), новые вторые пути на перегонах Таковка – Небель (Иркутская область) и Янчуй – Чуро (Республика Бурятия). Общая протяженность вновь уложенных путей составила почти 30 км. Помимо этого были возведены девять железобетонных мостов и 29 водопропускных труб.

 

 

При строительстве объектов были установлены рекордные показатели. Например, 2 ноября 2024 года восточно-сибирские железнодорожники уложили рекордное количество пути на одном перегоне БАМа за 12 часов – 6,5 км от разъезда Умбелла до разъезда Калакачан (Иркутская область). Работы велись сразу с двух направлений без остановки движения поездов. Всего в рамках модернизации перегона было уложено 9,7 км пути.

Благодаря реконструкции на станции Зима были удлинены 14 путей общей протяженностью 8 км. Теперь они способны вместить грузовые поезда длиной до 100 вагонов, что дает дополнительные возможности в регулировке движения составов.

Продолжается обновление главного перекрестка железных дорог Сибири – станции Тайшет. Очередной этап модернизации коснулся приемоотправочного парка. Здесь строители удлинили восемь путей. Это позволит формировать составы длиной в 71 вагон без дополнительных маневровых операций. Всего в ходе работ уложили 14 стрелочных переводов, смонтировали 8,5 км, установили 125 новых опор контактной сети. Расшивка крупнейшего узла Восточного полигона позволит РЖД увеличить объемы перевозок в сообщении с Сибирью и Дальним Востоком.

 

Повышая комфорт для пассажиров

В преддверии празднования полувекового юбилея строительства БАМа на станции Лена в городе Усть-Куте состоялось торжественное открытие нового здания вокзала общей площадью свыше 1200 кв. метров. Оно расположено рядом с действующим зданием, которое было построено в 50-е годы прошлого века.

 

 

В новом здании расположились четыре кассовых окна, просторный зал ожидания, детская игровая комната, туалеты, оснащенные бесконтактным оборудованием, и кофейня «Вокзалы России». Для удобства пассажиров и посетителей установлены автоматические камеры хранения, система электронной очереди, комфортные сиденья с разъемами и розетками для зарядки гаджетов, справочные видеотерминалы, онлайн-табло. Особое внимание при строительстве уделено созданию безбарьерной среды. Для маломобильных пассажиров предусмотрены специальные кассовые окна и санузел, напольная тактильная плитка.

В Иркутске на остановочном пункте Мельниково был открыт новый модульный павильон. Современное здание оснащено комплексами видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализацией, автоматической вентиляцией и кондиционированием, навигационной системой, световыми лайтбоксами.

 

Во время Послания Федеральному собранию Владимир Путин заявил о запуске третьего этапа модернизации БАМа и Транссиба. Это обеспечит дальнейший рост объемов грузоперевозок, а также транспортную и экономическую безопасность России. Поставленные задачи по созданию современной инфраструктуры на железных дорогах предстоит выполнить в суровых условиях Сибири. Продолжая традиции ветеранов-бамовцев, новому поколению железнодорожников предстоит покорить тайгу, пробить неприступные скалы, чтобы укрепить стальной каркас нашей страны.

Реклама, Восточно-Сибирская железная дорога-филиал ОАО «РЖД», ИНН 7708503727

Спецвыпуск областной № 145 (2787) от 23 декабря 2024 года