Гадюка первая моя
В преддверие Года змеи герпетолог Андрей Шандрук разрушает мифы о пресмыкающихся
Любовь к животным у иркутянина Андрея Шандрука, как и у многих, возникла еще в детстве. Но в отличие от большинства сверстников, в его домашнем мини-зоопарке помимо стандартных кошек, хомяков, рыбок, жили змеи, причем ядовитые. В разные годы в его комнате содержалось до 60 представителей фауны. Сегодня Андрей Шандрук – представитель редкой профессии, он герпетолог, или специалист, изучающий пресмыкающихся и земноводных.
Змею поменял на тритона
Первую змею – гадюку обыкновенную – Андрей принес домой, когда ему было 10 лет. К этому возрасту школьник прочел огромное количество книг про животных, имел определенное представление о пресмыкающихся и гадюку искал целенаправленно.
– Я ходил и специально выискивал змей, но до определенного времени мне не везло, – говорит Андрей Шандрук. – А потом на 46-м километре Култукского тракта обнаружил гадюку, поймал ее и принес домой. Эмоций было, конечно, через край – прям до дрожи. При этом я четко понимал, что содержать змею без кормежки в домашних условиях не получится. В Иркутске на тот момент открылся зооцентр «Ковчег», которым руководили два замечательных человека – Сергей Дидоренко и Виктор Шиленков. Вот с этой гадюкой я и пришел к ним, познакомился и обменял гадюку на иглистого тритона, который жил у меня лет 20. На тот момент самой любимой стала книга английского зоолога и путешественника Джеральда Даррелла «Гончие Бафута. Зоопарк в моем багажнике», предопределившая в какой-то степени дальнейший жизненный путь.
Во время учебы на биологическом факультете Иркутского госуниверситета Андрей подрабатывал в известном микро зоопарке «Канарейка»:
– Потом я поменял свою деятельность и выпал из прикладного биологического сообщества. Спустя 25 лет жизнь повернулась так, что я вновь среди этих симпатичных созданий, и, видимо, никуда от них не денешься.
Рабочий день герпетолога
– Андрей, интересно, с чего начинается рабочий день герпетолога?
– Смотря что считать работой герпетолога. В настоящий момент я веду ненаучную деятельность, занимаюсь содержанием животных в условиях террариума. Здесь все стандартно – еда, вода, температура, влажность, то есть поддержание комфортной среды. Правда, у каждого животного есть определенная специфика.
– Сколько змей сейчас содержится в Доме природы?
– Около десяти видов, в том числе сетчатый питон, один из самых крупных видов в мировой фауне, парагвайская анаконда, парочка тигровых питонов в разных морфах, королевские питоны, есть ковровый питон, тонкохвостый полоз, королевская змея.
Кормежка: готовое мясо и никакой охоты
– Как часто необходимо кормить змей?
– Крупные питоны едят редко. Если говорить вообще о рептилиях, допустим о крокодилах, и сравнить его со львами, то за год царь зверей съест 50 копытных, а крокодил съест всего лишь одну.
– Питон, съев кролика, долго переваривает?
– Здесь многое зависит от размера питона.
– А он живьем ест добычу? Зрелище наверняка не для слабонервных.
– Он может, конечно, съесть и живьем, но подобное практиковать не стоит. Любое млекопитающее, крыса, мышь, да и кролик – может укусить, травмировать змею, а лечить ее довольно сложно. Сейчас процесс кормежки выглядит по-другому. Пища для них приходит в замороженном виде, нам остается разморозить до приемлемой температуры, и питон проглотит без душераздирающих сцен охоты. Дикие змеи какое-то время отказываются от готовой еды, потому что непривычно, а потом заглатывают без проблем.
Мифы и правда про змей
– Наверное, ни одно животное не овеяно таким количеством мифов и легенд, как змеи. Какие самые распространенные небылицы, на ваш взгляд?
– Змея в сознании человека – одно из самых противоречивых существ. Градация характеристик просто огромная: от змеюки подколодной – до эталона мудрости, красоты и грации. Самое распространенное заблуждение касается гипноза змей. Так вот, ни одна змея не обладает гипнозом, потому что у них нет век, и они не умеют моргать. Наши заблуждения культивируются в том числе и с помощью художественных произведений. В популярном советском мультике «Маугли» есть сцена охоты питона Каа на бандерлогов. В природе ничего подобного быть не может. На приматов змеи охотятся активно, но только до того момента, пока обезьяны не заметили опасность. Обнаружив ползущего охотника, обезьяны тут же поднимают гвалт, потому что очень боятся змей, причем любых, от маленьких до больших. Страх, паника у обезьян заложены на генетическом уровне. Даже крупные приматы, например, шимпанзе, начинают галдеть, увидев даже маленькую змею. Искусные охотники, непревзойденные мастера маскировки, они не излучают тепло, ничем не пахнут, движутся, не сводя глаз с жертвы – все это и порождает мифы.
– Считается, что змеи не поддаются дрессировке, тогда каким образом их показывают в цирке, где они вполне миролюбивы?
– Если брать того же питона на руки с детства, он вполне позволяет подобное общение, не кусается. Я в свою бытность очень часто вытаскивал пятиметрового питона на улицу погреться на солнышке, и никаких проблем.
– Наука утверждает, что змеи не слышат, а в Индии, Шри-Ланке факиры играют на флейте, заставляя танцевать кобру, на чем основан уличный фокус?
– Такие номера проходят только с кобрами. С гремучими змеями ни один факир выступать не будет, потому что последует быстрый укус. Демонстративное поведение с раздуванием капюшона характерно для кобры, она демонстративно до последнего будет отпугивать. Змея следит за дудочкой факира, делает ложные выпады, но не более того. Музыка адресована исключительно для туристов. Когда змея действительно рассержена, готовится к атаке – это видно. В общем, они достаточно предсказуемы. При должном знании специфики поведения можно даже дикую кобру взять в руки, и она не будет кусать.
– Действительно ли потребность время от времени кусать заложена у змей природой, потому что яд требует обновления, или это очередной миф?
– Если змея долго никого не кусала, то с ее ядом ничего не происходит, а саму способность ужалить она сохраняет всю жизнь. Если в неволе ядовитую змею кормить живыми мышами, то они сначала укусят, а если размороженными продуктами, то она просто их проглатывает и великолепно живет. На этом построена, в принципе, сейчас вся террариумистика.
Но укус змеи опасен с момента ее рождения, до самой смерти и даже немного после.
– Даже мертвая змея опасна?
– Да, и это как раз не миф. Очень много случаев, когда человек по собственной неосторожности становился жертвой погибшей змеи. Дело в том, что у них довольно долго сохраняется мышечная активность. По неопытности или глупости человек берет в руки, как ему кажется, уже неживую змею и мгновенно расплачивается за это.
– Что человеку необходимо знать самое важное об этих созданиях?
– Что ни одна змея специально не нападает на человека. Все укусы – результат собственной неосторожности или глупости.