22.01.2025 14:47
Рубрики
Общество
Фото
из архива Инны Беловодовой
Фото:
из архива Инны Беловодовой
22.01.2025 14:47

Задача со звездочкой

Инна Беловодова через музыку прививает детям чувство прекрасного

Сводный детский хор «Лазурь» – постоянный участник культурных мероприятий Усть-Илимского района. Школьный творческий коллектив имеет довольно большую историю, а своим появлением во многом обязан педагогу Инне Беловодовой – победительнице проекта «Гордость земли Иркутской».

 

 

На расстоянии 100 км

История создания образцового детского сводного хора «Лазурь» как минимум необычна, а где-то даже уникальна. Впрочем, структура Районной детской школы искусств, на базе которой он работает, тоже весьма своеобразна. Учебные корпуса находятся в трех поселениях Усть-Илимского округа: Железнодорожном, Тубинском, Невоне, разделенных между собой большими расстояниями, – до 100 км! Можете себе это представить?

Организовать подобный коллектив даже в большом городе совсем непросто, а в разбросанных поселках и деревнях – «задача со звездочкой». Преподавателю районной детской школы искусств Инне Беловодовой это удалось.

Впрочем, хор «Лазурь», которому министерством культуры Иркутской области присвоено звание «Образцовый детский творческий коллектив», не единственный профессиональный успех и детище Инны Беловодовой.

Талантливый педагог является создателем и бессменным руководителем ансамбля «Лада», который также удостоен звания «Народный коллектив».

 

Из рода бурундуков

– Инна Николаевна, будучи школьницей, вы больше хотели стать педагогом или профессионально заниматься музыкой?

– Педагогом – не то чтобы не мечтала, скорее, не видела себя, но с музыкой, с вокалом была связана сколько себя помню. Я родилась в селе Кеуль, которое, к сожалению, исчезло, попав в зону затопления ГЭС. Кеуль славился своим многоголосием и талантливыми людьми. В нашей семье не было профессиональных музыкантов, хотя как самоучки многие играли на различных инструментах, и точно все пели. Когда территория уходила под воду, люди переселялись, мои родители переехали в Усть-Илимск, а бабушки еще оставались на своей родине. Мы являемся потомственными бурундуками.

 

– Почему бурундуками?

– Да, так повелось, что старожилов северных территорий называли бурундуками, вероятно, за чрезмерную бережливость и запасливость. Считается, что такое прозвище местным жителям дали геологи-изыскатели, увидев некоторое сходство со зверьком, который все время пополняет запасы.

 

– То есть это не обидное прозвище?

– Нет, до сих пор так называют местных жителей. В народе говорят: «Бурундук – хозяин старательный». Бурундук изображен даже на гербе Усть-Илимского района.

В подтверждение слов Инны Николаевны мы нашли еще одну версию, почему на Илиме жителей называли бурундуками. Оказывается, в старину они бурундучили, или доставляли товары по реке на лодках. Груженый баркас удерживался на определенном расстоянии от берега длинной, тонкой березой, один конец которой упирался в седло лошади. Вероятно, за схожесть с выгнутой спинкой грызуна жердину называли бурундучиной. Между баркасом и берегом постоянно курсировала легкая лодка – бурундучка.

 

Математика или музыка?

Инна Николаевна вспоминает, когда приезжала к бабушке в деревню, то постоянно пела, плясала и мечтала заниматься музыкой. После школы перед одаренной девочкой встал непростой выбор – поступать на математический факультет Новосибирского госуниверситета или поехать в музыкальное училище в Братск.

Ну, естественно, я выбрала хоровое отделение Братского музыкального училища, – вспоминает Беловодова.

– Инна Николаевна, для понимания, как отбирают на хоровое пение? Что здесь важней всего – слух, голос?

– Хоровое пение – это многопрофильная специализация, где необходимо петь, играть, слышать и видеть.

А как называлась ваша специализация после окончания училища?

– Руководитель хора, преподаватель сольфеджио.

– Планировали продолжить учебу после музыкального училища?

– Да, я собиралась поступать в Новосибирскую консерваторию, но неожиданно заболела, долго лежала с пневмонией в больнице, в итоге не успела к вступительным экзаменам. А на следующий год уже сознательно не поехала, осталась работать в Усть-Илимске в общеобразовательной школе, в структуре которой была музыкальная школа. Сейчас живу в городе, а работаю в поселке Железнодорожном.

 

Сводный хор и другие коллективы

– С чего началось создание сводного хора, вы как-то отбирали детей?

– У нас поют практически все дети, поэтому отбор и не нужен. Особенность структуры районной школы искусств такова, что ее подразделения находятся далеко друг от друга. Поэтому мы работаем с каждой школой отдельно, а для выступления на фестивале «Рождественская звезда» в Братске организовали сводный хор. Так все и начиналось.

 

– На сегодня сколько человек состоит в хоре и какой репертуар?

– Порядка 50 человек. Репертуар разнообразный, начиная от русских народных песен, заканчивая джазом, то есть по всем направлениям работаем. Сами делаем обработки, пишем фонограммы, по возможности сами делаем аккомпанементы.

В основном выступаем у себя на родине, потому что возить на гастроли большой коллектив нет финансовой возможности. Тем не менее мы постоянно участвуем в российских и международных конкурсах, используя формат видео.

 

– Интересно, это прямой эфир или запись?

– Мы делаем качественную запись и отправляем на конкурс, не так давно участвовали в Московском фестивале. Речь идет о сводном хоре, а небольшими коллективами выезжаем намного чаще, хотя после пандемии как-то все затихло. Два года назад с дуэтом «Соловушко» ездили в Томск, с коллективом «Росинки» – в Новосибирск. Малыши у нас начинают заниматься в составе ансамбля «Ладушки», а когда подрастают, переходят в другие коллективы.

С успехом выступает вокальный ансамбль педагогов «Лада», которому присвоен статус народного. Поэтому помимо сводного хора у нас достаточно много вокальных коллективов.

 

– Какие ближайшие творческие планы?

– Готовимся к юбилею районной детской школы искусств, которой исполняется 25 лет, параллельно с этим доучиваем новые произведения и вспоминаем старые для участия коллективов и солистов в конкурсах и фестивалях.

 

За 28 лет педагогической практики Инна Николаевна внесла огромный вклад в развитие музыкальной культуры в северном районе, воспитав лауреатов региональных, всероссийских и международных конкурсов, стипендиатов премии губернатора и мэра района.

Областная газета № 6 (2796) от 22 января 2025 года