«На чистом крыле»
Сергей Изосимов – о любви к небу и профессии пилота
В гражданской авиации Сергей Изосимов уже 40 лет. Прошел ее от и до. В свои 30 стал одним из самых молодых командиров Ту-154. В его копилке – более 18 тыс. летных безаварийных часов на разных типах самолетов и вертолетов, из них почти 15 тыс. – в качестве командира разных типов воздушного судна.
Нештатные ситуации в небе могут подстерегать повсюду. Но авиация дураков не прощает. Бывало все: пожары, разгерметизация, отказ оборудования, прерванные взлеты, аварийные посадки и многое другое. И из каждой ситуации в небе и в жизни наш герой выходил достойно. Как говорится в авиации, «на чистом крыле».
«Эти четыре часа в небе я запомню на всю жизнь…»
Изосимов вылетал из аэропорта Бангкока с тремя сотнями пассажиров на борту. После взлета и уборки шасси вдруг лопается шланг центральной гидросистемы. Через час полета обнаруживается утечка жидкости.
– Меня будто ошпарило кипятком, – вспоминает Сергей Викторович. – По моим замеренным расчетам, гидрожидкости хватало до Улан-Батора. Я принял решение продолжать полет, вырабатывая топливо, так как самолет был тяжелым: пассажиры и полные баки топлива. Стюардесса, чуя неладное, задает вопрос, все ли в порядке. «Все в порядке», – отвечаю ей, а сам вспоминаю маму, царство ей небесное. Это было, как в кино. Четыре часа полета до Улан-Батора в ночном небе я запомню на всю жизнь. И вот чудо: гидрожидкость перестала уходить. Решил садиться в родном Иркутске. Но из-за сильного снега и скользкой полосы была угроза посадки. Полетели на Красноярск, но он нас не принял из-за погоды. Мы уже недалеко от Новосибирска. И тут, не знаю откуда, мне приходит мысль: ради безопасной посадки нужно выпустить шасси на эшелоне. Самолет сильно трясет. Снижаемся. В салоне паника. Успокаиваю их сам. И тут – чего я и боялся: при выпуске предкрылков мы полностью остались без гидрожидкости. Отключился автопилот. Сработало много отказов. Уходим на второй круг и готовимся к экстренной посадке. Летим под большим углом к земле со скоростью истребителя – 380 км в час «на чистом крыле». И садимся… Очень быстро приближается конец полосы. Не работают ни реверс, ни интерцепторы. Наконец, остановка. Смотрю в окно, а до конца полосы каких-то 300 метров. Вдоль полосы – кареты скорой помощи и машины МЧС. После заруливания к гейту спрашиваю у стюардессы, почему не выходят пассажиры. «Откройте двери кабины, поймете сами». Пассажиры аплодировали стоя.
Эта история о летчике, в аварийной ситуации посадившем неисправный самолет, станет известна на всю страну. И как это бывает в авиации, экипаж на полмесяца сначала отстранили от полетов до выяснения обстоятельств. Экспертиза показала: выпуск шасси на высоте был тем самым единственным правильным решением, которое спасло жизни пассажиров, экипажа и машину, иначе пришлось бы садиться на «брюхо», шасси бы не вышло. А через месяц командира Изосимова представят к очередной награде.
«Мы приобрели пилота…»
Однажды десятилетний Сережа с родителями летел из Сочи в Иркутск. Ночью началась сильная гроза. Ту-104 болтало по небу, как осиновый лист на ветру. Многим пассажирам стало плохо. Стюардессы раздавали пакетики. И в этот момент от «болтанки» открылась кабина пилотов. Мальчик сидел недалеко, поэтому вошел в нее. И за Сережей закрыли двери. Спустя много лет он поймет: именно тогда он зашел в авиацию. Чтобы остаться в ней на 40 лет.
Седой командир Тушки, обернувшись, увидел мальчонку: «О, у нас прибыло, садись в кресло». Новоиспеченного «сына полка» накормили яблоками, напоили соком. Завороженный мальчишка сидел за спиной командира и поражался немыслимому количеству лампочек, а еще больше – спокойствию и твердости в лицах пилотов. Молчаливые и серьезные, в свете неона больше напоминавшие инопланетян, они в болтавшемся по небу самолете невозмутимо и без малейшего движения мышц лица выполняли свою работу. В этот момент в кабину забежала взволнованная стюардесса, сообщив, что потерялся мальчик. «Вы потеряли мальчика? – спросил командир. – А мы вот приобрели пилота». А когда самолет удачно приземлился в Иркутске, командир вышел из кабины и надел Сереже на голову свою командирскую фуражку. Мальчуган долгое время гордо носил ее, вспоминая минуты, проведенные с экипажем.
Заболел небом
Сейчас Изосимов называет тот поступок командира знамением, определившим его жизнь и навсегда связавшим с гражданской авиацией. Тогда, еще ребенком, он навсегда заболел небом. С тех пор просил родителей покупать ему книги и журналы про авиацию. Мальчишка по нескольку раз перечитывал истории про гражданских и военных летчиков. Загорелся быть не просто летчиком, а летчиком-космонавтом. Всерьез стал заниматься спортом. В этом его активно поддержала мама. Врач по образованию, Галина Ананьевна всегда говорила, что космонавт должен быть здоров на все сто. И пока его сверстники бегали на дискотеки, Сергей тренировал вестибулярный аппарат, часами делая на качелях «солнышко». А еще усиленно учил физику, занимая первые места на олимпиадах по предмету. Парень спал и видел себя космонавтом.
После школы поехал поступать в Ейское высшее военное авиационное училище имени Комарова, откуда вышли выдающиеся летчики-испытатели и космонавты. Все вступительные испытания, физподготовка и психологический отбор были пройдены на отлично. Но для зачисления не хватило полбалла. Первый раз в жизни 17-летний парень плакал горькими слезами. Спустя много лет он, состоявшийся и один из самых титулованных пилотов Приангарья, сидя за чашкой кофе в своем рабочем кабинете после вертолетной прогулки с космонавтом Анатолием Иванишиным, услышал: «Сергей, ты стал отличным командиром, заслуженным командиром гражданской авиации. Посмотри, сколько у тебя наград. А космонавтом ты мог бы и не стать».
Испытав неудачу, Сергей не оставил мечту о небе. И на следующий год подал документы в Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации. Все складывалось хорошо. Осталось сдать сочинение. Но вот случай: в парке заступился за девушку. Очнулся в больнице. Хулиганы цепями переломали в трех местах челюсть. Мечту о небе вновь пришлось отложить. А пока был в больнице, решили с мамой: подаем документы в Иркутский политех. Сергея взяли без экзаменов. В институте парень организовал музыкальную группу. Играл на баяне, гитаре, ударниках – за спиной была музыкальная школа.
Однажды на концерте к нему подошел летчик в форме. «Командир, сыграй «Полчаса до рейса», – попросил он. Сыграли, разговорились. Оказалось, в Актюбинское училище как раз набирают ребят из институтов. Той ночью Сергей не спал – мечты о небе взбудоражили сознание с новой силой. И он написал письмо в училище. Вскоре пришел ответ. Его готовы были принять и засчитать результаты сессий в политехе, если он пройдет врачебную комиссию. Все испытания Сергей прошел успешно. Мечта о небе начинала сбываться.
Первый полет
Так в 21 год без пяти минут выпускник политеха стал курсантом первого курса летного училища. Через полтора месяца обучения его перевели сразу на второй курс, а еще через два месяца он оказался в кабине Як-18Т. Первые полеты всегда проходили с инструктором. Но однажды, видя горящие глаза стажера, в нарушение инструкций наставник полностью доверил штурвал Сергею.
– Когда я взлетел, дал себе слово: теперь я отсюда никуда. Ощущения, когда ты держишь штурвал, и самолет тебя слушается – они непередаваемые. Ты и эта огромная машина – единый организм. Эйфория, риск, свобода – от чувств душу рвет на части.
Первый самостоятельный полет Сергей сделал уже в мае первого года обучения. Теперь инструктор остался на земле. В небо он поднимался один. Парили душа и самолет. Отныне небо стало его обителью.
Учиться никогда не поздно
Летное училище курсант Изосимов окончил с красным дипломом. Большой честью было распределение в Вильнюс вторым пилотом на среднемагистральный Ту-134, выполнявший рейсы вдоль границы. Учиться не переставал никогда. За всю летную карьеру освоил 12 типов самолетов и вертолетов. И не только. Самостоятельно выучил английский – мечтал летать за границу.
И когда в 92-м нужно было направить экипаж в Иран, кандидатура даже не обсуждалась. Первая командировка на Средний Восток длилась пять месяцев. Потом были вторая и третья. На международных полетах в сложных условиях – ночными рейсами, в горах – здорово «набил руку». После летал в Японию, Корею, Францию, Испанию, Германию. А однажды в небе над Южным Китаем в сложных метеоусловиях, когда командир судна растерялся, Изосимов взял управление на себя, чем спас машину, а главное – жизни пассажиров. Сразу после этого случая его назначили командиром Тушки. На тот момент он был самым молодым командиром Ту-154 в Иркутской области.
Одним из первых его направили обучаться на BOEING в Америку, а потом – на AIRBUS во Францию. Долгое время он был командиром этих больших самолетов. А когда компания отказалась от использования широкофезюляжа, переходить на меньший размер было уже некомфортно. Для Сергея Изосимова это был шаг назад, а идти всегда хотелось только вперед.
Когда-то Сергей загорелся мечтой создать собственную авиакомпанию. И 10 лет назад ее осуществил. Как правило, пилоты летают либо на самолетах, либо на вертолетах. Изосимов освоил и те и другие.
Быть командиром вертолета намного сложнее. А переучиваться с летчика на вертолетчика невероятно сложно. Первые три попытки приручить вертолет обернулись для него неудачей. Но отступать – не в характере этого целеустремленного, упертого, с синдромом отличника человека. Его наставник, знаменитый инструктор Александр Иванович Шапошников предложил пройти обучение за границей. Американскую школу вертолетчиков русский пилот Изосимов окончил с отличием.
– Пилоту самолета кофе приносит стюардесса, все в кабине автоматизировано. Максимальная ответственность – взлет и посадка. Полет на вертолете – это природа, запах ветра и совершенно другие ощущения. И ответственность другая – с первой и до последней секунды в воздухе, – делится он.
Обучение на право управления вертолетом ROBINSON Изосимов завершил в Америке в возрасте 50 лет. Сегодня благодаря собственной авиакомпании Сергей Викторович поддерживает свою летную годность. В парке – четыре легких вертолета ROBINSON, BELL, ЕUROCOPTER. Техника эксплуатируется по разным направлениям. Одно из основных – выполнение федеральных задач, в том числе лесоохрана национальных парков, аэрофотосъемка. Уже пять лет компания осуществляет мониторинг лесных пожаров в тесном контакте со службой 112.
В 2019 году по поручению правительства региона участвовали в ликвидации последствий наводнений в Тулуне и Нижнеудинске. Авиакомпания активно привлекается к поиску пропавших людей. В весеннее время – к мониторингу уровня воды в реках Приангарья, а также по режимам ЧС. За активную гражданскую позицию четыре года назад ко Дню гражданской авиации губернатор Иркутской области вручил Сергею Викторовичу именные часы.
Все также снится небо
Уже четыре года Сергей Викторович не летает на больших самолетах. Летал бы и по сей день, если бы они эксплуатировались авиакомпаниями. В домашнем архиве хранится фото, где он в своем последнем рейсе в большое небо, прощаясь, целует самолет.
Он мог уехать за границу (тем более от зарубежных компаний не раз поступали предложения) или в Москву и еще долго летать на больших самолетах. Но он беззаветно влюблен в Россию и свою малую родину – Смоленщину. Эту любовь к родной земле теперь прививает внуку Савве. Вместе с ним и верным псом Мастером частенько летают в горы, над Байкалом и на рыбалку.
Часто по ночам ему все также снится небо и также хочется надеть командирскую форму. И если вдруг случится сесть за штурвал большого самолета, он ни за что не упустит шанс еще раз вернуться в большое небо.
«Мы выросли на взлетной полосе…»
В фойе офиса развлекательного центра «Пилот», что в Смоленщине, – стенды с фотографиями коллег-авиаторов. Кого-то уже и в живых нет. Но Сергей Викторович свято хранит память о каждом. А с живыми поддерживает тесные связи. Вот уже почти 10 лет подряд Изосимов приглашает пилотов-ветеранов и неравнодушных к авиации в свой вертолетный клуб «Пилот», организует угощение и подарки.
Смоленская ребятня часто наблюдает, как взлетают «Робинсоны». Вереницей выстраиваются мальчишки с горящими глазами. И не поддержать в них этот интерес Сергей Викторович не может – он знает, что такое страсть к небу. Со временем главным делом для него стала пропаганда профессии пилота. Он с удовольствием устраивает показы техники и аэрошоу, прививая детворе любовь к небу.
Уже четвертый год подряд бесплатно организует полеты для детей. В прошлом году 125 ребятишек прокатились на чудо-машине. К мероприятиям компания готовится серьезно. Обязателен инструктаж по технике безопасности с родителями и детьми.
– На 1 Июня в прошлом году должны были прокатить 80 детей. Но когда я стоял на сцене, поздравляя ребят с праздником, увидел, что многие плакали – им не выпал заветный билетик. Тут же решил: неважно, сколько это займет времени, и объявил в микрофон: непременно прокачу всех. Может, кто-то из них заболеет небом и тоже станет пилотом. Однажды катал на вертолете детей-инвалидов. Вы знаете, что больше всего поразило? Глаза этих детей. В такие минуты понимаешь, насколько необходимы им наши забота и внимание. И как мало нужно им для счастья.
А однажды к Сергею Викторовичу пришел мальчик. Выяснилось, из неблагополучной семьи. Мальчишка часто наблюдает вертолеты над Смоленщиной и тоже мечтает о небе. В тот свой визит он подарил командиру Изосимову вертолет, идеально вырезанный им из пенопласта. Мальчуган все предусмотрел, даже номера нарисовал и марку вертолета. Теперь Сергей Викторович всерьез подумывает сделать малого «сыном полка»:
– Меня часто спрашивают: сколько ты грантов получил за работу с детьми и инвалидами? Ведь каждый полет – это большие затраты. Так вот: я не за гранты работаю, а по призванию. Безвозмездно. Мой грант – он в сердце и в душе.
Досье:
Сергей Викторович Изосимов – один из самых титулованных пилотов Приангарья, имеет множество наград и званий. Среди них – неоднократно присвоенные звания «Почетный командир воздушного судна», «Лучший экипаж». Имеет нагрудные знаки «За безаварийный налет часов». Кавалер трех орденов «За безаварийные полеты». А еще грамоты и благодарственные письма от руководителей авиакомпаний и государственных структур за профессионализм в многочисленных нештатных ситуациях.
Реклама, ООО «СПАС». ИНН 3827060330