05.02.2025 16:58
Рубрики
Общество
Фото
Игоря СИРОХИНА и из архива Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева
Фото:
Игоря СИРОХИНА и из архива Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева
05.02.2025 16:58

Письма из детства

Марианна Резницкая – о творческом пути и новой повести «Люда-горочанка»

Повесть иркутской писательницы Марианны Резницкой – это не только проводник в мир детства. Мир, где не было большей тайны, чем «секретик» из необычного стеклышка, зарытый где-то в песочнице. Время, когда лето длилось бесконечно долго, а первый «звонок» перед школой подавал запах новеньких сандалий в прихожей. «Люда – горочанка» – это еще и экскурс в культуру забайкальского (семейского) старообрядческого села.

 

Особый язык

События разворачиваются во время летних каникул в старинном селе Десятниково, где вдоль улицы тянутся резные домики, раскрашенные во все цвета радуги. Здесь, а еще в соседнем Тарбагатае, Большом Куналее живут (семейские) старообрядцы, сумевшие сохранить свою культуру, обычаи и язык. Это о них писал Валентин Распутин: «Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба, быть может, не меньше, чем защита отечества на поле брани».

 

 

Экскурс в историю и культуру здесь не случаен. В книге «Люда – горочанка» достаточно много сносок с расшифровкой незнакомых слов, которые до сих пор употребляют жители этих деревень. Вы знаете, к примеру, что такое «запон», «сумёт», «луст», «варьги», «бурун», да и та же «горочанка», вынесенная автором в заголовок повести? Сочный язык, сдобренный забайкальским диалектом, придает повествованию особую окраску, а хорошие иллюстрации (художник Елена Павлова) вкупе с документальными фотографиями Игоря Сирохина глубже погружают читателя в атмосферу деревенской жизни.

 

– Марианна Прокопьевна, какие книжки вы любили в детстве?

– Я росла седьмым ребенком в семье, помню, старшие сестренки частенько бегали, искали меня во дворе. Они начинали во что-нибудь играть – лапту, выжигало, им не хватало игрока, тогда вспоминали про меня. А я сидела где-нибудь на сеновале или в саду, там у нас росли ранетки, смородина, и читала книжку. Радия Погодина очень любила, «Незнайкой на Луне» зачитывалась.

Гаджетов не было, даже не знали, что это такое. Во время любой работы песни пели, а в свободное – книги читали. Часто дома устраивали вечерние чтения. Мама садилась вязать, она всего два класса окончила, папа – четыре, потому что рано пошли работать, а потом началась война. Так вот, старшая сестра брала книгу сказок и начинала читать.

 

Первая заметка

– Ваша героиня хорошо учится, а у вас как складывались дела в школе?

– Семьи были большие, соответственно, в школу ходило много учеников. Сейчас, наверное, вся школа, как у нас один класс был. Мой дедушка – первый председатель колхоза, и я старалась быть во всем первой, очень любила учиться и до сих пор учусь с удовольствием. Мою первую заметку опубликовали в газете «Заря коммунизма» в четвертом классе. Ходила с этой газетой, вновь и вновь перечитывая собственный текст. Долго в голове сочиняла грустную историю про собачку, которую бросили.

Одна из первых в седьмом классе вступила в комсомол, меня сразу избрали секретарем комсомольской организации.

 

 

 

Матфак и газета «Алгоритм»

После восьмого класса поехала получать среднее образование в Тарбагатай – это райцентр, жила в интернате. Все время мучилась – куда поступать. Мама хотела, чтобы я была врачом, а папа советовал пойти в журналисты. А я выбрала математический факультет ИГУ. Состояла в редколлегии факультетской газеты «Алгоритм», что-то там все время рисовала, писала. Мне очень нравилось проводить там время после занятий.

Защитив диплом, а к тому времени я уже вышла замуж и родила двух детей, пошла работать в Институт географии, где требовались математики. И в институте активно участвовала в выпуске стенгазеты.

 

Возвращение в детство

– Когда созрели для написания детских рассказов и что подтолкнуло вас к этому?

– Лет в 28 на фоне воспоминаний возникло желание вернуться в то беззаботное, счастливое время. Собственно, детские воспоминания и легли в основу книги «Марейкины истории», отрывки из которой опубликовала «Народная газета». Напечатать полноценную книгу удалось почти 20 лет спустя благодаря субсидии министерства культуры.

 

 

– В книге очень хорошие иллюстрации, художника выбирали сами?

– Кто только ни пробовал иллюстрировать – не то, и все. Рисунки должны дополнять рассказ, раскрывать образ героев. С творчеством Татьяны Громыко познакомилась случайно, и она с первой попытки создала нужный мне образ Марейки.

 

– Следующее ваше произведение – сказку «Приключение Сойки» иллюстрировал уже Денис Серков. Почему обратились к его творчеству?

– Мне нравится его неподражаемый стиль, ему удается схватить саму суть сказочной истории, переложив ее на рисунок.

 

 

 

– Повесть «Люда – горочанка» получилась с продолжением, что побудило расширить историю дружбы главных героинь?

– Внучка. Я прочитала ей вслух повесть, а потом говорю: «Все, конец». Она в ответ: «Баба, как конец? Давай дальше!» Пришлось продолжить историю.

 

– Она заканчивается длительной перепиской школьниц, которые разлучились на весь учебный год. Почему решили обратиться к редкому сегодня эпистолярному жанру?

– Современные школьники удивляются, как можно было писать такие длинные СМС. В общении ограничиваются двумя-тремя предложениями плюс смайлик. На этом контрасте и было решено закончить повесть длительной перепиской главных героинь, показать, как общались раньше.

 

– «Люду-горочанку» я прочитал практически не отрываясь, а это верный признак хорошей книги. Вы уже работаете над следующей?

– Да, и давно. Задуман роман о переселении семейских (староверов) в Сибирь, но пока говорить об этом рано.

 

Областная газета № 12 (2802) от 5 февраля 2025