От «Красного Петрушки» до «Аистенка»

Издана книга о первом театре кукол Восточной Сибири

«Самая значимая дата в истории Иркутского театра кукол – 8 января 1935 года. Именно в этот день состоялся премьерный показ первого спектакля иркутских кукольников «Еж, Петрушка и две обезьяны». Через два дня, 10 января, артисты показали еще один спектакль – «Петрушка-путешественник», – эти строки из альбома, посвященного 90-летию коллектива, прозвучали 7 февраля в фойе «Аистенка». В этот день была представлена книга об истории театра, вернее, ее первая часть – с 1935 по 1979 год. Во время презентации устроили читку книги, причем главы из нее доверили озвучить постоянным зрителям.

 

Театр на колесах

Книга о театре кукол «Аистенок» издана тиражом 500 экземпляров. Ее написала иркутский журналист Анастасия Бреева. Дизайн книги, выполненный в виде старинного альбома, где рядом с текстом расположены фотографии и вырезки из статей, придумала Алина Анисимова из Санкт-Петербурга.

 

 

Мне хотелось рассказать увлекательные истории из жизни театра максимально простым и доступным слогом, – отметила Анастасия Бреева. – Когда мы работали над книгой, нам хотелось, чтобы она была похожа на альбом, где рядом с фактами истории сразу видишь фотографии труппы или кукольного представления.

«Иркутский областной театр кукол «Аистенок» – старейший театр кукол Восточной Сибири и Дальнего Востока. Так сложилось, что более 50 лет у него не было своего здания, своего дома. Долгие годы театр считался передвижным, практически вся его жизнь была неразрывно связана с дорогой. По иронии судьбы история будущего «Аистенка» (это название появилось намного позже) тоже началась с гастролей. Только не своих, а известного московского театра кукол, который в ту пору носил название Театр детской книги имени Артемия Халатова», – прочел первые строки книги зритель театра Андрей.

 

 

Около часа зрители в уютном фойе театра по очереди читали страницы книги, а перед ними возникали картинки из жизни первых артистов иркутского театра кукол:

«Большую часть года труппа была в пути. Добираться от одного населенного пункта до другого приходилось разными способами. Перед поездкой администратор искал попутные машины или договаривался, чтобы между селами и деревнями артистов довезли на телегах. Порой из-за полного бездорожья актерам вместе со своим скарбом нужно было добираться пешком. Зачастую театр оказывался в таких отдаленных поселениях, куда никогда не приезжали другие артисты. Актеры показывали спектакль по пять-шесть раз на дню, а ближе к ночи проводили вечера самодеятельности», – прочла одну из страниц истории театра Наталья.

 

Авария изменила историю театра

После чтения вслух зрители обменялись впечатлениями и отметили, что больше всего их поразила самоотверженность артистов, которые из любви к искусству преодолевали огромные расстояния и ежедневно справлялись с различными бытовыми трудностями. Кстати, первый состав театра даже попал в серьезную аварию:

«В январе 1936 года театр кукол и марионеток впервые отправился на гастроли в Красноярск, где тоже провел около месяца. Далее последовала поездка по Забайкальскому краю. Возможно, гастрольная география первых иркутских кукольников могла бы расширяться и дальше, но произошла автомобильная авария, которая изменила историю театра. После выступления в Чите коллектив возвращался домой на попутной машине – своего транспорта у него тогда не было. По дороге автомобиль столкнулся с поездом. Артисты выжили, но получили серьезные травмы и от дальнейшей работы в театре решили отказаться», – прочитала Марина.

 

 

«Примерно в то же время, в начале 1936 года, в Иркутске были созданы три колхозно-совхозных театра кукол. За каждым закрепился свой район, который нужно было обслуживать. Несмотря на то что коллективов было несколько, по сути они представляли собой единый театр кукол, который получил название «Красный Петрушка», – продолжила Гульнара.

После читки своими воспоминаниями о первых годах работы в Иркутском театре кукол поделились его старейшие работники: заслуженные артистки РФ Любовь Калиниченко и Любовь Леви и бывший директор театра Андрей Калиниченко.

 

 

Зрителям может показаться, что наша гастрольная кочевая жизнь – это подвиг, но для нас это была нормальная работа, мы не очень-то обращали внимание на бытовые трудности, – отметила Любовь Леви. – И все это, конечно, стоило того отклика от зрителей, который мы получали. Например, в одной из деревень мы играли спектакль «Приключения Дружка», а после него ко мне подошла девочка, которая очень растрогалась и хотела погладить этого щенка. Но кукол уже убрали, и девочка сказала: «Тогда я поглажу тетю, которая играла Дружка».

 

Театр, который растет

Сегодня «Аистенок» – один ведущих театров кукол России, он победитель всероссийских и международных фестивалей, обладатель премии правительства и премии министерства культуры России за лучшие постановки, неоднократный лауреат премии губернатора Иркутской области, – отметил директор Иркутского театра кукол Андрей Стрельцов. – Но мы не останавливаемся на достигнутом, придумываем новые формы работы, приглашаем интересных режиссеров.

Сегодня гастрольная география театра охватывает страну – от Калининграда и до  Камчатки, а также зарубежье. В репертуаре театра более 50  спектаклей для детей и взрослых зрителей, экспериментальные постановки и спектакли для зрителей с ограниченными возможностями. Билеты на спектакли театра раскупаются в первые часы после того, как открывается продажа.

 

 

В «Аистенок» члены одной и той же семьи начинают ходить с малых лет и продолжают уже во взрослом возрасте, – отметила психолог и друг театра Маргарита Ушакова. – Не только когда приводят сюда своих детей, но и на взрослые постановки. В нашей семье в этот театра ходил мой папа, который вырос в Иркутске, и я, когда переехала сюда то повела на спектакль своего ребенка. Считаю, «Аистенок» растет вместе со своими зрителями.

Областная газета № 15 (2805) от 12 февраля 2025