Немыслимой отваги летуны
24 июня 1925 года Иркутск принял шесть самолетов, совершавших агитперелет по маршруту Москва – Пекин. Эту дату принято считать Днем рождения Иркутского авиапредприятия. Мы продолжаем публикацию очерков журналиста Михаила Денискина к 100-летию Иркутской авиации.
Листаю «Иркутскую летопись» Ю.П. Колмакова. И внезапно натыкаюсь на запись:
«15 августа 1911 года в городе Елец при совершении полетов на аппарате «Блерио» погиб военный летчик М.М. Золотухин, родившийся в 1871 году в Иркутске и окончивший курс Иркутского юнкерского училища».
Оказывается, в Молчановке сохранились несколько номеров журнала «Воздухоплаватель». Нахожу текст о трагедии (но без упоминания места рождения):
«Телеграф принес печальное известие о гибели в городе Ельце русского авиатора штабс-капитана в запасе Мстислава Максимовича Золотухина. Авиатор во время спуска на «Блерио» с незначительной высоты вылетел из аппарата, который всей тяжестью придавил его. М.М. Золотухин, промучившись несколько часов от тяжких повреждений всего тела, скончался.
Какой-то злой рок преследовал этого летчика. Еще в 1910 году с декабря месяца он начал обучаться воздухоплаванию. Первые его попытки научиться летать были сделаны в авиационной школе Севастопольского аэроклуба, где он вдребезги разбил аппарат «Блерио», но сам остался невредим.
Но эта катастрофа не уменьшила стремлений Золотухина к воздухоплаванию. Он даже начал строить аппарат собственной конструкции. Нашелся в Царицыне миллионер Воронин, который приобрел для Золотухина новый «Блерио». Снова на нем стал учиться летать Золотухин. И этот «Блерио» был разбит при падении авиатора, каким-то чудом снова уцелевшего.
Золотухин перекочевал в Петербург и стал учиться летать на «Фармане». Наконец давно желанная его мечта сбылась. 9 августа он вместе с госпожой Зверевой сдал пилотский экзамен. Получив диплом, отправился в Елец, где, совершая полеты, и погиб на роковом для него «Блерио».
Совет Всероссийского аэроклуба постановил принять на себя все расходы по погребению погибшего в Ельце летчика штабс-капитана Золотухина. Вдове покойного будет выдано пособие из фонда воспомоществования семействам погибших воздухоплавателей».
Поверив «Летописи», я сообщил читателям: дескать, неожиданно обнаружен первый российский военный летчик – наш земляк…
История эта продолжилась, но не так, как ожидал. Получаю сообщение из Липецка. Местные исследователи опровергают: мол, Золотухин родился позже – в 1881 году, но не в Иркутске, а в селе Московка Усманского уезда Липецкой губернии. И учился здесь же, в селе Отскочном. Сохранилась обложка какой-то книги с надписью: «Дана сия книга ученику Отскоченского сельского училища Мстиславу Максимовичу Золотухину в награду за успехи в науках и отличное поведение 1 сентября 1892 г.».
Далее мои коллеги путают – и себя, и меня:
«Каким образом одиннадцатилетний подросток попал в Отскочное, до сих пор остается загадкой. А перед этим Мстислав учился в Усманском начальном училище, но его исключили «за вольнодумство»…
Судьба забросила его в далекий сибирский Иркутск, где Золотухин окончил местное юнкерское училище…
Окончив с отличием Иркутское юнкерское училище, Мстислав Максимович поступает на службу в русскую армию… Мстислав Максимович покидает Царицын и перебирается в глушь – в Сибирь. Здесь он изучает английский, французский и японский языки. Страна восходящего солнца была совсем рядом. А через несколько месяцев вспыхнет русско-японская война.
Каким-то образом Золотухин знакомится с «политическими» – в стране началась первая русская революция. Его отправляют в отставку в чине поручика. Неблагонадежность…
В поисках лучшей доли он вновь прибывает в Царицын, где знакомится с крупнейшим рыботорговцем Ворониным. Последний владел заводом, Мстислав Максимович устроился на предприятие инженером.
Однажды Золотухин увидел парящий аэроплан, и его мечтой стало небо. Узнав об этом, рыбный олигарх решил стать своего рода спонсором. Золотухин едет во Францию, где летному делу обучались многие русские…
Его ждет Россия. Мстислав Максимович поступает в Севастопольскую авиашколу, но, увы, здесь его поджидала очередная неудача…
Но Мстислав Максимович проявил невероятную настойчивость. Он поступает в Гатчину, где оканчивает школу «Гамаюн». Экзамены на звание пилота он сдал 22 августа 1911 года…
Надо было «отрабатывать» деньги. По контракту Золотухин совершает показательные полеты в небе Царицына, Одессы, Севастополя. После этого его ждали в Ельце, куда он прибыл вместе с женой и механиком Лебедевым…
Допускаю, что «22 августа» – досадная опечатка: Золотухин сдал экзамен 10 августа. А уже 15-го погиб в Ельце. Какие же полеты за четыре дня могут быть в Царицыне, Одессе, Севастополе?
И еще. Вы пишете, что в роковой для него Елец Золотухин приехал с женой. Я не поленился найти газету «Елецкая жизнь» (за 1911 год), которая утверждает, что похороны авиатора пришлось отложить на несколько дней – до приезда жены из Кисловодска…
Вопрос «где родился первый военный летчик России» пока остался без ответа.
Может быть, он приехал в Иркутск, чтобы поступить в юнкерское училище. Существует «Общий список офицерским чинам Русской Императорской армии. Составлен по 1 января 1909 года», где на странице 387 значится подпоручик Мстислав Максимович Золотухин в составе 18-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, в то время стоявшего на ст. Березовка близ Верхнеудинска (ныне Улан-Удэ).
Очевидно, в 1909 году он был произведен в поручики, после чего отправился в Севастополь – учиться летать. Дослужившись до звания штабс-капитана, тут же вышел в запас, чтобы полнее отдаться любимому делу, это по счету 11-й дипломированный русский летчик. И третий в России, кого навсегда взяло небо…
На фотографии, сделанной неким А. Борисовым на Гатчинском аэродроме в 1911 году (возможно, в день сдачи экзаменов на право летать) – теперь уже легендарные люди: на аппарате «Фарман» (слева направо) Федор Федорович Колчин, в белом шарфе – первая российская авиатрисса Лидия Виссарионовна Зверева, на месте летчика – Петр Владимирович Евсюков. Пока не установлен бородач, держащийся за стойку. Стоят: А.И. Фанталов, И.С. Аствацатуров, неизвестный офицер в шинели, Сергей Сергеевич Щетинин, в кожаной куртке – Олег Шарский, Александр Александрович Агафонов, Мстислав Максимович Золотухин, неизвестный без головного убора, авиатрисса Евдокия Васильевна Анатра-Наумова, секретарь Императорского Всероссийского аэроклуба, инструктор Александр Николаевич Срединский, женщина и трое ребят – неизвестны.
Михаил ДЕНИСКИН, журналист, член Российского Военно-исторического общества.