Новые образовательные тренды

Что нового ждет школьников в этом году и как идет перезагрузка системы среднего профессионального образования. Об этом наше интервью с министром образования Иркутской области Максимом Парфеновым.

 

Итоги нацпроекта

– Максим Александрович, каковы итоги нацпроекта «Образование» и будет ли он продолжен?

– В 2025 году в стране стартует 19 новых национальных проектов, их реализация рассчитана до 2030 года. Национальный проект «Образование» стал основой для одного из них – «Молодежь и дети». Мы будем участвовать также в нацпроекте «Семья» и ряде других.

Благодаря нацпроекту «Образование» в Иркутской области значительно изменилась образовательная инфраструктура, созданы современные, комфортные и безопасные условия для обучения и воспитания детей. Педагоги получили возможность освоить новые ресурсы, чтобы решать образовательные задачи на более высоком уровне.

В регионе открылись 22 новые школы общей численностью 10,8 тысячи мест. В рамках проекта «Демография» построен 31 детский сад на 4,3 тысячи мест. Появилась новая площадка для выявления и поддержки одаренных детей. Это образовательный центр «Персей», оснащенный уникальным высокотехнологичным оборудованием.

Благодаря нацпроекту «Образование» мы создали в регионе сеть инновационных площадок для развития научно-исследовательских и инженерных компетенций школьников. Это свыше 500 центров образования «Точка роста», три стационарных, один мобильный и пять школьных детских технопарков «Кванториум», четыре центра цифрового образования детей «IT-куб».

Отремонтировано 110 школьных спортзалов, обновлена материально-техническая база в 29 коррекционных школах, поставлено цифровое оборудование в 459 образовательных организаций. Мы обновили и оснастили десятки мастерских и лабораторий в техникумах и колледжах, создали свыше 3 тысяч мест для занятий спортом и театральным творчеством. Созданы условия для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов, профориентации и освоения новых компетенций, обучения школьников и студентов работе с беспилотниками.

 

– Выросло ли за последние годы качество образования школьников?

– Могу привести данные за последние три года по итогам государственной итоговой аттестации (ГИА). Уровень освоения федеральных государственных образовательных стандартов по обязательным учебным предметам, а это русский язык и математика, в 2024 году увеличился по сравнению с 2022 годом с 97,9% до 98,6%.

По сравнению с 2022 годом увеличилась доля выпускников школ, преодолевших минимальный порог тестовых баллов, практически по всем учебным предметам на выбор.

В 2024 году в регионе 90 участников ЕГЭ получили максимальный результат – 100 баллов за экзаменационные работы. Три участника имеют 100 баллов сразу по двум учебным предметам. В 2023 и 2022 годах таких школьников было примерно вполовину меньше и по результатам ГИА-2024 мы можем говорить о повышении качества образования.

 

Разговоры о важном на региональные темы

– С 1 марта вступят в силу поправки в Федеральный закон, связанные с обучением детей с ограниченными возможностями здоровья. Что изменится?

– Изменения коснутся трех моментов. Детские сады, школы, колледжи должны будут создавать особые условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

В законе будет уточнено, что вместо формулировки про различные формы умственной отсталости нужно использовать формулировку «нарушения интеллекта». Она более корректна, а главное – более точно и полно отражает суть понятия.

Закон обяжет руководителей школ и педагогов учитывать особенности развития и здоровья своих учеников, а также создавать специальные условия для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. Это касается профессиональной подготовки кадров, обеспеченности средствами обучения и воспитания, наличия адаптированных программ. Минпросвещения России уже подготовило и утвердило необходимые приказы по применению новых норм закона.

 

– «Разговоры о важном» – как будет развиваться это направление?

– С января 2025 года организационно-методическое сопровождение «Разговоров о важном» обеспечивает федеральный «Институт изучения детства, семьи и воспитания». Оператором в регионе определен Институт развития образования Иркутской области, которым разработана программа «Моя малая родина». На ее основе создан и включен в рабочие программы специальный модуль, чтобы педагоги вели «Разговоры о важном» и на региональные темы.

На мой взгляд, важно, что в этом направлении с нами сотрудничают такие известные в области люди, как представитель династии астрономов, директор астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета Сергей Язев, директор Иркутского областного краеведческого музея Сергей Ступин, серебряный призер Олимпийских игр, чемпион мира Артем Черноусов.

 

Модернизация СПО

– Каких изменений ждать в системе среднего профобразования региона?

– Региональная система среднего профессионального образования развивается в последние годы динамично, растет ее востребованность среди молодежи. Заинтересованность работодателей также с каждым годом усиливается. Мы активно работаем над синхронизацией подготовки кадров с запросами рынка труда.

Продолжим развивать систему проведения демонстрационного экзамена. Он определяет уровень освоения материала и степень сформированности у выпускника профессиональных компетенций через независимую экспертную оценку. В этом процессе активно задействованы и работодатели.

Чтобы эффективно организовать практическую подготовку обучающихся, предоставление временного трудоустройства студентам и выпускникам, планируем активно развивать создание на базе техникумов и колледжей учебно-производственных комплексов (УПК). Утвержден план по созданию таких комплексов до 2030 года, сегодня действуют три УПК.

 

– В Иркутской области утвердили концепцию модернизации системы среднего профессионального образования на долгосрочный период до 2030 года. Что планируется?

– Важнейшими задачами по модернизации региональной системы СПО являются укрепление материально-технической базы колледжей и техникумов и развитие кадрового потенциала. На капремонты организаций СПО в 2023–2025 годах предусмотрено около одного миллиарда рублей. Так, в 2023 году 15 учреждений обновили учебные здания, в 2024 году капремонт учебных корпусов и общежитий провели 28 организаций, это более половины техникумов и колледжей. В 2025 году на капремонты объектов СПО планируется направить порядка 212 млн рублей, в том числе 117,8 млн рублей из федерального бюджета получит Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса, который стал участником федеральной программы капитальных ремонтов. Еще один участник – Ангарский педагогический колледж – войдет в эту программу в 2026 году.

 

Только цифры

В 80 организациях среднего профобразования Иркутской области работают порядка 9 тыс. специалистов. Подготовка кадров осуществляется по 115 специальностям, 53 профессиям СПО, 400 программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

Областная газета № 18 (2808) от 18 февраля 2025