19.02.2025 15:30
Рубрики
Общество
Фото
автора
Фото:
автора,
19.02.2025 15:30

Снайперы и штурмовые байкеры

Тяжелая бронированная техника на СВО является простой целью для летающих дронов противника. Поэтому личный состав на позиции все чаще доставляют с помощью багги, мото- и квадроциклов. Они способны на большой скорости уходить от вражеских «птичек» по пересеченной местности. На херсонском направлении «Стая», одна из мотогрупп, сформирована на базе штурмовой роты гвардейской бригады морской пехоты Северного флота. Командует ротой офицер Денис с позывным Акела. Взвод штурмовых мотоциклистов возглавляет его тезка – Байкер.

Денис родился в Иркутске. Отец – тренер по единоборствам, с ранних лет прививал ему дисциплину и стремление к самосовершенствованию. Скалолазание, айкидо, борьба выработали у парня хорошую координацию, силу и выносливость, закалили характер.

После школы Денис пошел учиться в университет, но вскоре понял, что его призвание – армия. Тогда он принял решение поступать в Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского.

После выпуска в 2018 году молодой лейтенант был распределен в отдельную бригаду морской пехоты Северного флота, где начал службу в должности командира взвода снайперов. Позже был переведен в десантно-штурмовую роту, а в 2022 году отправился на фронт. На СВО судьба вновь свела его с работой «на удаленке».

 

«Охота» на врага

Боевое крещение Акела принял на авдеевском направлении, где его снайперский взвод занял позицию на фланге.

Когда пехота не могла выдавить противника из траншеи, мы стали работать по врагам с дистанции 500 метров. Только они расслабятся, высунутся – мы открываем огонь, – вспоминает Денис.

Тактика принесла успех: без массированных атак и потерь удалось продвинуть линию фронта. Так Денис и его группа снайперов одержали первую серьезную победу.

 

Боевая удача

Война не дает времени на передышку. Однажды их позиции обстреливали из минометов, мина взорвалась всего в двух метрах от него.

Осколок застрял в каске, но не пробил ее. В ногу тоже попало, но главное, что остался жив. Напарник, как заговоренный, даже контузии не получил, – рассказывает Денис.

После выздоровления офицер вернулся в строй уже в статусе командира роты. В его подразделении служили опытные бойцы, способные работать как по одиночным целям, так и в составе мобильных групп. Однажды его товарищ поразил цель с рекордной дистанции – 3300 метров. Это был один из самых дальних подтвержденных выстрелов в подразделении.

 

Мастерство и новая тактика

Работа снайпера, помимо самообладания, требует огромного терпения, умения хорошо маскироваться. Про меткость стрельбы даже говорить не стоит – это первоочередной показатель профессии.

Снайпер опасен, пока невидим. Если тебя обнаружили, то шансы на успех, да и просто на выживание, значительно уменьшаются, – говорит Акела и добавляет: – Хороший стрелок умеет оставаться невидимым.

Денис внедрил в работу своего подразделения новую тактику – снайперские группы стали работать вчетвером, имея на вооружении не только дальнобойные винтовки, но и автоматическое оружие для прикрытия.

 

Опасности и подготовка

Самым страшным противником для снайпера, по словам Дениса, остается танк. В условиях открытой местности его оптические системы могут обнаружить стрелка за секунды. Также угрозу представляют беспилотники и тепловизоры.

Танк – убийца снайперов. Он «видит» лучше, чем любой наш прицел, – признается Денис. – Если тебя заметил танк, спастись практически невозможно.

 

 

Снайперы по-прежнему остаются серьезным инструментом войны. Их главная задача – поражение важных целей, например, вражеских командиров или пулеметчиков, а также ведение борьбы с такими же мастерами одного выстрела, но со стороны противника.

Хороший снайпер – это человек, который умеет «исчезать», адаптироваться к любым условиям, сливаться с местностью.

При подготовке к бою мы учитываем все: как правильно скрывать тепло тела, какие материалы использовать для камуфляжа, как не оставлять следов. Иногда приходится лежать неподвижно по 10–12 часов, чтобы дождаться идеального момента для выстрела, – рассказывает Акела.

 

Мото привело в пехоту

Второй Денис, известный как Байкер, постарше Акелы – родился в 1988 году в семье военных. Отец служил старшиной роты, а мать медиком в соединении морской пехоты Северного флота. С детства увлекался мотоциклами, гонял на советских «Юпитерах» и «Тулах». Этот навык позже пригодился ему и на фронте.

В 2007 году Денис поступил в военный вуз, но волна реформирования смыла парня за борт армейской системы с третьего курса. В итоге он окончил автомобильный институт по специальности «автоэлектрика и диагностика», а в 2015 году вернулся в Вооруженные силы и восстановился в бригаде морпехов, где раньше служили родители.

Сначала он был инструктором по вождению в условиях Арктики, затем командиром артиллерийского взвода. Позже возглавил взвод десантно-штурмовой роты. В начале СВО Денис выполнял задачи по охране стратегических объектов, но вскоре оказался в боевых порядках на передовой.

 

Быть мобильными

Специальная военная операция наглядно продемонстрировала, что в современных условиях уничтожить танк или бронеавтомобиль намного проще, чем шустрого мотоциклиста, который может быстро перемещаться на поле боя. Может заскочить в лесополосу и там укрыться от артиллерии и дронов неприятеля, вывезти раненого товарища или доставить боеприпасы «на передок».

Осознав необходимость создания особой мобильной группы, командование бригады морпехов приняло соответствующее решение. Доверили его реализацию Акеле и Байкеру. Используя свой командирский и байкерский опыт, они сформировали уникальное подразделение, назвав его «Стая». Сегодня оно используется для разведки, доставки боеприпасов, эвакуации раненых и внезапных атак на передовых рубежах.

В арсенале байкеров-морпехов имеются мотоциклы с усиленной подвеской, а также специальные тележки для транспортировки раненых.

Наша главная задача – быть мобильными. Мы не просто катаемся по полю боя, как в кино, стреляя на ходу. Важна тактика совместных действий: быстро ворваться, атаковать, отступить, а затем снова нанести удар, – объясняет один из морпехов.

Подобная тактика позволяет изматывать противника перед основным штурмом.

Мы ведем бой по принципу волчьей стаи. Бьем быстро и резко. Враг даже не успевает понять, откуда наносится следующий удар, – рассказывает Денис.

Такая мобильность позволяет избегать огневого поражения. Если же обстановка во время атаки осложняется, например, противник применяет артиллерию, то бойцы просто рассредоточиваются и уходят в разные стороны, снижая вероятность потерь.

 

Два колеса хорошо, а четыре – надежнее

Со временем мотогруппа «Стая» расширилась, теперь в ее составе есть квадроциклы и багги. Их можно использовать для разных задач: перевозки более тяжелых грузов, эвакуации раненых, быстрого передвижения нескольких бойцов с оружием и боекомплектом. Мотоциклы же применяют в основном для маневренных атак.

Мы сами дорабатываем технику, усиливаем подвеску, добавляем бронезащиту, устанавливаем пулеметы. Все создается кустарным способом, но это работает, – говорит Байкер.

Несмотря на сложности, «Стая» совершенствуется. Оба Дениса уверены, что со временем такие подразделения станут штатными, ведь мобильность – ключ к победе.

В современном бою скорость важнее брони. БТР можно подбить одной ракетой, а мотоциклы и багги слишком малы и быстры, чтобы по ним точно попасть. За этой техникой – будущее мобильных подразделений, – убежден Акела.

Илья СУХАНОВ, для газеты «Областная»

Областная газета № 18 (2808) от 18 февраля 2025