Вспоминая великого врача
Неизвестные факты из жизни Федора Углова рассказал его сын Григорий
Нашего известного земляка, академика и хирурга с мировым именем Федора Углова называли национальным достоянием СССР. Его личность масштабна. Его достижения в хирургии сравнивали с прорывом в космос. Талантливый доктор Углов был первым в проведении самых сложных операций на разных органах, не боясь брать на себя ответственность даже в самых безнадежных случаях. Гениальный врач оставил потомкам уникальные хирургические методики и рекомендации о том, как продлить жизнь при помощи правильных привычек. Недавно Иркутск посетил его сын, известный петербургский композитор и дирижер Григорий Углов. Об интересных фактах из жизни отца он рассказал газете «Областной».
– На своем примере академик Углов доказал, что человек может прожить век и долго оставаться работоспособным.
– Да, Федор Григорьевич попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый долгопрактикующий хирург планеты. Он всегда вел активный образ жизни. В сто лет оперировал. Когда отцу сказали, что для попадания в книгу рекордов необходимо провести операцию по удалению липомы, он засомневался: «Это несерьезно. Надо мной смеяться будут». Дело в том, что операция по удалению липомы – жировика, простая, несложная и недолгая. Но Федор Григорьевич согласился на нее, блестяще провел. Был активен до последних дней, интересовался событиями в стране.
– Чем, помимо хирургии и медицины, папа увлекался?
– Он любил литературу, читал стихи, не просто стихи, а целые поэмы – Пушкина, Некрасова. Много стихов знал наизусть, читал страница за страницей подолгу. Любил заниматься физическим трудом на даче, сам чистил снег. Ходил на лыжах, ему нравилось путешествовать. И всегда стремился узнавать что-то новое, интересовался буквально всем. Где бы он ни был, например на производстве, куда его часто приглашали, постоянно спрашивал: «А вот это что? А как это работает?». Ему было интересно жить, такая натура.
– В этом году страна празднует 80 лет Великой Победы. Папа рассказывал вам о войне, каких-то ее моментах?
– В советско-финскую войну отец служил на фронте старшим хирургом медсанбата. Всю блокаду во время Великой Отечественной войны, все ее 900 дней, он провел в Ленинграде, голодал вместе со всеми горожанами.
Работал в военном госпитале, оперировал. Причем сложнейшие операции проходили в тяжелейших условиях – под грохот снарядов, разрывами бомб. Папа вспоминал, как штукатурка во время бомбежки отрывалась и падала на операционное поле, врачи буквально наклонялись над операционным столом, заслоняя его от пыли и грязи. Был случай – взорвался снаряд, все помещение сильно затрясло, последний стерильный скальпель упал из рук операционной сестры. Федор Григорьевич распорядился дать ему лезвие для безопасной бритвы и начал делать им разрезы. Операция по спасению человека была продолжена.
– Как происходит сохранение памяти и популяризация наследия выдающегося хирурга?
– В Иркутске на днях проходила Международная студенческая олимпиада по хирургии имени академика Федора Углова. Она объединила 100 перспективных студентов из ведущих медуниверситетов России и других стран. Я стал гостем этого мероприятия. Это яркий пример того, что отца помнят, масштабное событие. Для нас это было радостным откровением, что молодые люди подпитываются таким наследием.
Мы привезли с собой в Иркутск архивные и памятные вещи отца. Он непосредственно ими пользовался, это стетоскоп, опасная бритва, привезенная еще из Киренска, и другое. Все торжественно передано в музей Иркутского государственного медицинского университета. Именно в этот вуз сто лет назад приехал учиться отец.
Работает фонд сохранения и развития научного, литературного и общественного наследия академика Федора Григорьевича Углова. Основная цель фонда – сохранить научно-исследовательские и культурно-просветительские труды ученого. Среди документов фонда – подлинные рукописи его произведений, дневники, переписка, документы, в том числе письма всемирно известных врачей. Работа не останавливается, мы постоянно проводим тематические встречи, выходят публикации, посвященные памяти отца.
Книги академика переиздаются. Например, первая его книга «Сердце хирурга» в России переиздавалась более 15 раз и была переведена на множество языков мира.
В Петербурге установлен памятник отцу – врач склонился над больным. А на пьедестале – слова Федора Григорьевича: «Труд врача в высшей степени гуманен и благороден». Памятник к его 120-летию открыли в прошлом году и на родине папы – в Киренском районе.
– Остались ли какие-то литературные труды, которые еще не дошли до читателя и ждут своего часа?
– Отец в свое время хотел написать книгу, которую в советский период было бы трудно выпустить в печать. Там шла речь о том, что препятствовало его работе. Были случаи, моменты, когда отцу обрубали крылья, не верили в его новации, мешали работе. Сегодня книга существует в разрозненных кусках, отдельных текстах. Что-то куда-то вошло, но хотелось бы этот литературный материал систематизировать и привести в порядок.
– На родине отца планируете побывать?
– В Киренском районе, где родился папа, я был только один раз в 1988 году. И мне еще раз очень хочется туда съездить.