Рояль Зинаиды Трубецкой зазвучал в Иркутском музее декабристов
Рояль, который принадлежал младшей дочери декабриста Сергея Трубецкого – Зинаиде, впервые зазвучал после длительной реставрации. Ценный музейный раритет представили иркутянам на прошлой неделе. Заслуженный артист России Борис Изаксон впервые исполнил на рояле для публики вальсы писателя и композитора Александра Грибоедова. Об этом 25 февраля 2025 года сообщает «Областная».
Мы уже писали о том, что в конце декабря 2021 года рояль фирмы «Эберг» 1871 года выпуска Иркутскому областному историко-мемориальному музею декабристов подарила историк и краевед Орла Елена Ашихмина. Сотрудники музея также отправили ей видео с презентации.
– Сегодня один из самых счастливых дней моей жизни, какое счастье вновь слышать красивое звучание этого рояля, – написала в ответ Елена Ахимшина. – Ведь город бомбили, дом мог быть разрушен или сгореть. А во время гражданской и Великой Отечественной войны топить было нечем, весь парк Дворянского гнезда вырубили! И брат нашего инструмента – белый рояль, на улице стоял и сгинул. А этот цел вашими стараниями, жив и, что главное, теперь здоров!
Рояль Зинаиды Трубецкой покорил зрителей своим камерным звучанием. По словам Бориса Изаксона, у каждого старинного инструмента свой голос: – Звук у рояля индивидуальный, как у каждого старинного инструмента. Он мягкий, красивый, благородный. У рояля нет еще цельной рамы, а, значит, струны натянуты не особенно сильно, не как у современных роялей. Поэтому этот инструмент рассчитан на небольшое количество слушателей.
Кстати, «лечение» рояля пока не закончено. По словам реставратора Владимира Филатова, «пациент пока капризничает и нуждается во внимании», хотя работа над ним велась на протяжении 2,5 лет.
– У каждого времени свои рояли, этот инструмент представляет определенный этап в развитии фортепьяностроения, – рассказал он. – Его конструкция – еще один шаг к современному роялю. Здесь еще нет цельной, усиленной чугунной рамы, она составная. У него узкая дека и струны уложены параллельно. Реставрации требовала вся акустическая часть, начиная от струн и заканчивая «молотками». Работа над его реставрацией будет продолжена, ему нужно внимание, но я думаю, что впереди у него большая концертная жизнь.
Справка: Младшая дочь Сергея и Екатерины Трубецких вышла замуж за чиновника по особым поручениям при иркутском генерал-губернаторе Николая Свербеева. После смерти Николая I взошедший на престол в 1855 году новый император Александр II разрешил декабристам и их потомкам покинуть Сибирь. Дочь и зять уговорили Сергея Трубецкого, незадолго до этого похоронившего в Иркутске супругу Екатерину, переехать в Москву. В 1860 году Зинаида поселилась недалеко от Орла, где прожила более 50 лет. Ее сын Сергей сделал дипломатическую карьеру, стал последним послом Российской империи в Германии. Потом Сергей Свербеев эмигрировал с семьей в эту страну.
До 1920 года музыкальный инструмент находился в доме внука декабриста, а затем его, как и другое имущество, реквизировали органы советской власти. Сначала рояль поставили в орловском обществе ветпомощи, затем он стоял в частных домах. Семья Елены Ашихминой приобрела его в 1966 году. Давно уже рояль не играл. Поэтому особенным подарком для орловского краеведа стала возможность услышать вновь его звучание, когда сотрудники музея отправили ей видео с презентации.