Спектакль об ответственности за поступки
Пьесу «Как я стал» поставили в иркутском театре кукол
Говорят, мы в ответе за тех, кого приручили, ведь иногда нежелание отвечать за свои поступки может привести к трагедии. Именно об этом спектакль «Как я стал» по пьесе Ярославы Пулинович, который поставили в Иркутском областном театре кукол «Аистенок».
Режиссер постановки Никита Петрищев из Омска стал победителем лаборатории в рамках региональной программы Большого детского фестиваля «Эхо БДФ – Приангарье» в марте прошлого года. Обязательным условием было создание спектакля для подростковой и молодежной аудитории. Премьера состоялась 21 февраля.
– В репертуаре нашего театра более 50 спектаклей, но постановки для юношеской аудитории можно пересчитать по пальцам, – отметил директор театра Андрей Стрельцов. – «Как я стал» затрагивает важные вопросы, которые волнуют молодежную аудиторию.
Вместе с художником Светланой Байцар из Омска режиссеру удалось создать на сцене метафорическое пространство. В «черном кабинете» сцены возникают, словно забытые сны, обрывки воспоминаний из жизни главного героя Саши (Евгений Кириллов). Молодой человек, переживая несчастную любовь с Майей (Елизавета Белобородова), знакомится с девушкой Машей (Анастасия Усольцева) и ее мамой Ариной Аркадьевной (Наталья Уткина).
– Мы с художником постарались создать мир полувоспоминаний, полуснов, он монохромный, аскетичный, потому что мы видим, по сути, происходящее в голове у Александра, – рассказал Никита Петрищев. – Это воспоминания, которые как бы наслаиваются одно на другое. Он хочет их отогнать, но они все равно его настигают. Ведь когда мы молодые, то часто набиваем шишки, совершаем ошибки, и это абсолютно нормально – так мы учимся. Но некоторые поступки влекут за собой серьезные последствия.
Главный герой словно пишет дневники-черновики, которые разлетаются по пространству постановки. Отношения Саши и Маши, которые начинаются как игра, постепенно перерастают в серьезные чувства и приводят к трагедии. Молодой человек делает выбор не в ее пользу, поступая подло.
– В нашей постановке возникает тема ответственности за свои поступки, которая рано или поздно встает перед подрастающим поколением, – отметил Никита Петрищев. – Это ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь других, которая возникает, когда ты принимаешь некоторые судьбоносные решения. И эта пьеса, мне показалось, дает возможность поразмышлять на тему, кто ты, какое твое место, как твои поступки определяют тебя в обществе. Наш герой корит себя за этот эпизод, а значит, есть надежда на то, что с ним все будет хорошо, ведь какие-то важные уроки он для себя вынесет.
Дополнительную глубину истории добавляет кукольный план. Иногда это расширяет характеристики героев, а иногда персонажи выражают через них свои скрытые чувства. Например, кукла Май похожа на Барби, что сразу характеризует этот образ. А кукла самого Алексея – без одежды, она как бы говорит о том, что юноша еще не сформировался как личность. В противовес на сцене возникают предметы костюма – платье как образ Маши, пиджак – образ отца. Этот прием показывает, какие роли персонажи исполняют в жизни героя.
– Мой герой вспоминает всю ситуацию, потому что у него есть совесть, поэтому я считаю, что этот человек еще жив, – говорит Евгений Кириллов. – Я сам достаточно эмпатичный человек, мне в какой-то степени было тяжело работать над персонажем, но интересно. Помню, как проходил через подростковый период. Кстати, герой слышит эльфов, а последняя фраза в пьесе: «Действительно, какие на хрен эльфы?». Поэтому можно сказать, что данная история о том, как я стал взрослым. А образ эльфов – может быть, детство, а может быть, любовь.
– Мне захотелось воплотить эту историю в кукольном театре, потому что вся пьеса – дневники, то есть некий метафорический план, где главный герой корит себя за содеянное, поэтому куклы возникают как некие образы, как символы и интерпретируются в угоду его пониманию того или иного персонажа, – рассказал режиссер. – Но постановку интересно будет посмотреть и взрослым, сделать определенные выводы, оглянуться на свою жизнь, а может быть, у кого-то попросить прощения. Главная цель постановки – вывести на диалог, дать почву для размышлений. Хороший я или нет? Кем я стал?