Цех здоровья
Главврач Медсанчасти ИАПО рассказал о подвигах медработников в годы войны
Медико-санитарная часть ИАПО готовится отметить 90 лет со дня основания. Санчасть, созданная для обслуживания строителей авиазавода, выросла до областного медучреждения. О профессиональном и человеческом подвигах медиков рассказал ее главный врач Евгений Выговский.
Секретный почтовый ящик 411
– Евгений Леонидович, 7 марта Медсанчасть ИАПО отметит 90-летний юбилей. Вы заступили на должность главного врача медучреждения, когда оно готовилось отмечать свое 75-летие, наверняка знакомились с его историей. Что-то вас удивило на тот момент?
– Когда мне попались первые документы, Книга почета, учрежденная профсоюзным комитетом, парткомом медсанчасти в 1960 году, фотографии коллектива медсанчасти, я был удивлен, что вообще удалось это сохранить. Здесь следует напомнить, что длительное время структурные подразделения авиазавода, включая больницы, были закрытыми учреждениями. На основе сохранившихся документов, свидетельств очевидцев, личных архивов, редакционная коллегия совместно с заслуженным врачом РФ, председателем Совета ветеранов медицинских работников Иркутска Елизаветой Никитичной Родиной выпустили книгу «Цех здоровья».
Под единой обложкой нам удалось собрать и обобщить 75-летнюю историю медико-санитарной части, путь от маленького кабинета при авиазаводе до крупнейшего в области медицинского учреждения. Достаточно прочитать справку, которую выдает нашим сотрудникам отдел кадров, по ней можно проследить весь путь, как называлась медсанчасть в разные годы. Например, в 1947 году по наименованию завода – А-39, или Почтовый ящик 411.
В 1963 году его переименовали в медсанчасть Иркутского машиностроительного завода. А с 1976 года – медсанчасть Иркутского авиационного завода.
Поликлиника на Косом участке
– История медсанчасти по большому счету началась немного раньше, чем принято отмечать?
– Да, в марте 1932 года вышел приказ № 181 Главного управления промышленного наркомата СССР о строительстве Иркутского авиационного завода, основным детищем которого должны были стать скоростные истребители И-14. Вместе с заводскими цехами возводились бараки, в которых жили первые строители.
Народ на стройку ехал самый разный – посланцы комсомола, выпускники ремесленных училищ, завербованные, целые семьи из глухих деревень в поисках лучшей доли, освободившиеся из мест заключения. Простуда, инфекционные заболевания были обычным делом. По воспоминаниям медсестры Натты Павловны Наленч, ставшей впоследствии известным хирургом, прибывших помещали в карантинный барак. Из-за разных языков и наречий, на которых говорили прибывшие, барак прозвали «птичником». Прибывших раздевали, тщательно осматривали, боясь пропустить чесотку, одежду прожаривали. Несмотря на это, вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Врачей катастрофически не хватало, в срочном порядке были мобилизованы студенты мединститута. Обходы затягивались до полуночи. Больных отправляли в Маратовскую инфекционную больницу, но это было проблематично из-за отсутствия транспорта и нормальных дорог.
– Почему все-таки днем рождения медсанчасти считается 7 марта 1935 года?
– В этот день в двухэтажном доме на Косом участке (сейчас улица Шишкина) открылась заводская поликлиника, которую возглавил Давид Исаевич Рубанович. Многотиражка «Сталинец» опубликовала подробный материал о том, какие специалисты принимают в поликлинике. В те времена свирепствовали чесотка, педикулез, брюшной тиф, поэтому важное значение медицинские работники придавали гигиене рабочих. Через два месяца после открытия поликлиники заработала аптека, в которой жители могли приобрести мыло, зубной порошок, пудру, одеколон.
– Сколько врачей и медсестер обслуживало огромную армию рабочих, которые строили авиазавод?
– Сохранилась фотография 1935 года, на которой запечатлен первый коллектив медсанчасти, он насчитывал всего-навсего 17 человек. Для сравнения, сейчас в нашем учреждении трудится почти тысяча человек. Из них – порядка 250 врачей, 350 медицинских сестер и прочий персонал.
Через год Давида Рубановича назначили главным врачом иркутской областной противомалярийной станции, а на смену ему пришла Мария Григорьевна Смайкина. В поселке возникла вспышка сыпного тифа, и для больных открыли первый больничный стационар (сейчас это улица Ленинградская) на десять коек.
Елизавета Никитична в книге «Цех здоровья» подробно описала, с какими трудностями на тот момент приходилось сталкиваться врачам и медсестрам. Не хватало не только медикаментов, больничных коек, но зачастую пациентов нечем было кормить. Тем не менее общими усилиями опасную инфекцию удалось победить.
О профессиональном и человеческом подвигах
В 1941 году уже на улице Новаторов открыла двери новая больница, в которой разместились хирургическое, терапевтическое, гинекологическое отделения, а также родильный дом и поликлиника.
– Можно сказать, работая сутками в тяжелейших условиях, медики совершили профессиональный и человеческий подвиг?
– За 90-летнюю историю врачи медсанчасти совершали такие подвиги неоднократно. Но тогда об этом особо не задумывались. Жили одним: выполнить главную задачу Наркомата – построить завод и наладить выпуск самолетов.
– Вскоре началась Великая Отечественная война, наверняка многие ушли на фронт, как удавалось медикам справляться с ситуацией в это непростое время?
– К этому времени заводская медслужба преобразовалась в медико-санитарную часть Иркутского авиационного завода № 39 имени И. Сталина. Сюда эвакуировали московский завод имени В. Менжинского, а также авторемонтный завод ГАРЗ-4. Поселок почти одномоментно увеличился на 17 тысяч человек, то есть нагрузка на врачей и медсестер многократно возросла. В 1942 году Иркутск начал принимать эшелоны раненых.
А вскоре в 34-й школе разместился хирургический госпиталь, его возглавил легендарный Иннокентий Александрович Промптов, выполнявший сложнейшие операции тяжелораненым. В этом госпитале одновременно получали лечение до 500 пациентов. К тому времени значительная часть врачей и медсестер ушли на фронт, медперсонала не хватало, оставшимся пришлось осваивать смежные специальности. Например, стоматолог Надежда Ушакова руководила терапевтическим отделением, фельдшер Михаил Акимов вел хирургический прием, осматривая до ста пациентов в день.
Вечерами он стирал и гладил бинты, потому что перевязочного материала не хватало. Зубной врач Анна Хломок выполняла еще и работу эпидемиолога, потому что в поселке вспыхнула эпидемия тифа. Вместе с Марией Смайкиной они постоянно осматривали пациентов, заболевших срочно вывозили в инфекционку. Таким образом тиф удалось победить. Через два года госпиталь перенаправили в Тулу.
– Куда перешел медицинский персонал?
– Часть уехали, сопровождая госпиталь, часть остались при медсанчасти. После войны в Москву переехала Мария Григорьевна Смайкина, а ее место занял фронтовик Ванифатий Берденников, личный врач маршала Родиона Малиновского. Ванифатий Артемьевич был по-военному напорист и требователен. Ежедневные планерки при нем начинались ровно в 8 часов утра и длились ровно 7 минут. За короткий период под его руководством появились терапевтическое, туберкулезное, инфекционное отделения больницы, а через несколько лет построили заводской профилакторий.
Развиваясь параллельно заводу
– Авиазавод тоже развивался, после войны начались разработки уже сверхзвуковых самолетов.
– Да, и один из них Як-28 находится на постаменте перед заводской проходной. Кстати, если вы встанете к ней лицом, то с правой стороны будет старый корпус поликлиники. Это помещение до 1935 года занимал авиазавод, потом отдали медсанчасти. В этом же здании располагалось в свое время хирургическое отделение, там же было родильное отделение, часть отделений располагалась в районе остановки Переезд, это место носит историческое название Ямшара, или Эмшара. Там у нас сейчас находится неврологическое отделение, здание очень старое, 30-х годов постройки, там тоже работали наши подразделения. Все службы работали в приспособленных помещениях и были разбросаны по поселку.
Кардинально ситуация поменялась, как только построили стационар, там сразу развернули отделение травматологии, хирургии, терапии, кардиологии, там же было в свое время детское отделение. В 1973 году был сдан в эксплуатацию роддом, его возглавила Анна Макаровна Федь. В 1979-м открыла двери стоматологическая поликлиника, а через три года – отделение анестезиологии и реанимации. Через пять лет из терапевтического отделения выделили гастроэнтерологическое. В феврале 1999 года в Медсанчасть ИАПО из городской больницы № 9 Иркутска перевели отделение острых отравлений, сегодня это единственный в Иркутской области токсикологический центр, который возглавляет заслуженный врач РФ Иван Прокопьевич Провадо. Специалисты центра помогали пожарным, получившим отравления во время пожара на Иркутском кабельном заводе, пострадавшим при аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Боролись с последствиями массового отравления настойкой боярышника.
«Золотой фонд» медсанчасти
– Говоря об исторических документах, вы упомянули Книгу почета. Кто еще из медицинских работников, на ваш взгляд, достоин того, чтобы его фамилия была увековечена. Кого можно включить в «Золотой фонд» медсанчасти?
– Многие самоотверженно трудились в медсанчасти еще до учреждения Книги почета. Невозможно перечислись всех, но я считаю, что нельзя не назвать фамилии специалистов, удостоенных звания «Заслуженный врач России». Это хирург Иннокентий Александрович Промптов, хирург Дыкчер Юнович Ким, хирург Юрий Николаевич Кушеверский, гинеколог Клавдия Дмитриевна Трухова, токсиколог Иван Прокопьевич Провадо, гинеколог Антонина Васильевна Шарова, стоматолог Елизавета Никитична Родина.
– Что сегодня делает медсанчасть для привлечения специалистов, или проблема кадров для учреждения не актуальна?
– Кадровая проблема – одна из таких тяжелых в сфере здравоохранения. Не буду скрывать, она касается и нас. Хороший доктор – товар штучный, его нельзя воспитать за один год, поэтому стараемся заблаговременно растить смену. Сегодня по направлению медсанчасти учим в медуниверситете 45 человек, из них 21 студент на педиатрическом, 21 на лечебном и тое на стоматологическом факультетах. Эти ребята в ближайшие два года пополнят наши ряды.
Личное дело доктора Выговского
– Евгений Леонидович, вы росли в семье учителей, почему вдруг выбрали медицину?
– В старших классах много интересовался инженерными специальностями, а потом пообщался с родственником, который в то время возглавлял отделение в госпитале внутренних войск в Ангарске, оперирующий лор-врач, незаметно погрузился в вопросы медицины, меня это захватило. После окончания школы пошел в приемную комиссию мединститута, подал заявление, поступил на лечебный факультет. На первом курсе любимым предметом была анатомия.
Первая моя специальность «акушерство-гинекология», потом ушел в анестезиологию и реаниматологию.
В Саянской больнице проработал пять лет анестезиологом-реаниматологом, получил очень большой клинический опыт. Эта работа научила принимать решения, брать на себя ответственность, когда ты остаешься один анестезиолог-реаниматолог в больнице и обязан всем оказать помощь – детям, взрослым, беременным в роддоме.
Потом окончил Сибирский институт права, экономики и управления СПУ по специальности «менеджмент организации» и уже пошел по административной линии. Руководил три года филиалом страховой медицинской организации в Саянске. Потом предложили возглавить Куйтунскую районную больницу, которая испытывала сложности в организации медицинской помощи, финансировании.
Медсанчасть ИАПО значительно расширила перечень услуг после сдачи в эксплуатацию нового корпуса поликлиники. Хочу отметить, что строительство велось при серьезной поддержке правительства Иркутской области и лично губернатора Игоря Ивановича Кобзева. Благодаря этому в течение двух с половиной лет объект был построен. Сегодня коллектив медсанчасти не намерен останавливаться на достигнутом, мы будем и дальше улучшать качество обслуживания населения.