Час пассажира
Восточно-Сибирская транспортная прокуратура удовлетворила 62% жалоб граждан
Повышение уровня безопасности и доступности объектов транспортной инфраструктуры, защита прав работников предприятий транспорта. Решения этих и других вопросов граждане добились после того, как обратились к транспортным прокурорам. Об итогах работы надзорного ведомства по обращениям и жалобам населения нам рассказала заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора Мария Демидова.
Реальная помощь людям
– Мария Александровна, как часто граждане обращаются в прокуратуру?
– В 2024 году к нам поступило свыше 4 тысяч обращений, разрешено непосредственно в прокуратуре 3,5 тысячи. Восстановлены права 943 заявителей. Для нас это не просто статистика – это реальная помощь людям. Вот лишь один из примеров. К Читинскому транспортному прокурору обратился студент Забайкальского института железнодорожного транспорта – филиала Иркутского государственного университета путей сообщения. Он инвалид, но положенной социальной стипендии не получал. После вмешательства прокуратуры она была ему назначена и выплачена.
Хочу напомнить, помимо Иркутской области, в зону ответственности Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры входят еще четыре региона – Амурская область, республики Бурятия и Саха (Якутия) и Забайкальский край.
На подведомственной территории расположены 45 аэропортов гражданской авиации и один экспериментальной, 40 пассажирских вокзалов ВСЖД, ЗабЖД и АК «Железные дороги Якутии», около 30 образовательных учреждений, Иркутская, Бурятская, Читинская таможни и Служба по Амурской области и Республике Саха (Якутия) Хабаровской таможни. Нам подведомственны объекты водного транспорта Байкало-Ангарского, Ленского и Амурского бассейнов внутренних водных путей, а также в морском порту Тикси. И, конечно, это правоохранительные органы на транспорте.
Доступная среда для инвалидов на вокзалах
– В каких сферах деятельности жалоб больше всего?
– Чаще обращения касаются надзора за соблюдением прав граждан, пользующихся услугами транспорта. Также это вопросы обеспечения безопасности эксплуатации транспорта, защищенности объектов инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, качества работы контролирующих органов, прав несовершеннолетних, маломобильных граждан и пассажиров.
После того как к Иркутскому транспортному прокурору поступило обращение от граждан, в декабре прошлого года открыт дополнительный остановочный пункт для посадки людей на пассажирские поезда дальнего формирования в Байкальске.
Актуальными остаются жалобы пассажиров на ненадлежащее предоставление услуг при задержке авиарейсов. Авиаперевозчикам вносились представления об устранении нарушений законов. В 2024 году по инициативе прокуроров они 17 раз привлекались к административной ответственности.
При рассмотрении обращений граждан было выявлено, что не на всех объектах транспортной инфраструктуры обеспечена инклюзивная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья. В итоге установлены пандусы и кнопки вызова персонала, предусмотрены парковочные места для автомобилей маломобильных граждан. Они получили свободный доступ к зданиям железнодорожных вокзалов на станциях Ангарск, Усолье-Сибирское, Нижнеудинск, к аэропортам Нижнеангарск, Сунтар, Чита.
Прокуратура также защищает права граждан, в том числе несовершеннолетних в связи с потерей кормильца в результате смертельного травмирования железнодорожным подвижным составом, в связи с получением травмы на производстве, невыплатой заработной платы. Например, Тайшетский транспортный прокурор обратился в суд в интересах родственников погибшего работника ОАО «РЖД» с иском о признании несчастного случая связанным с производством. Суд удовлетворил требования прокурора, принял решение о взыскании с предприятия компенсации морального вреда в пользу семьи погибшего в размере 800 тыс. рублей.
Прямой диалог с населением
– Обращаются ли в транспортную прокуратуру с жалобами на действия правоохранительных органов?
– Да, транспортные прокуроры принимают меры к восстановлению нарушенных прав участников уголовного судопроизводства. Каждая пятая жалоба на нарушения при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях признана обоснованной. Есть примеры, когда по результатам рассмотрения обращений выявляются случаи неоправданно затянутых сроков расследования, непроведения всего комплекса следственных действий.
Также достаточно часто за защитой своих нарушенных прав обращаются участники внешнеэкономической деятельности и физические лица, перемещающие товар через таможенную границу. Выявляются факты неправомерного привлечения предпринимателей к административной ответственности.
– Каким образом в прокуратурах организован прием обращений и граждан?
– Прием граждан проводится на поднадзорных объектах. Встречи могут быть и очными, и по видеосвязи. Прокуроры выезжают в образовательные учреждения, проводят тематические приемы. Эффективно себя зарекомендовал формат прямого диалога с населением с выездом в труднодоступные и отдаленные местности, а также в аэропортах, на железнодорожных и речных вокзалах – это так называемый Час пассажира.
Еще один источник обращений – представители бизнес-сообщества, во взаимодействии с которыми также вскрывается ряд нерешенных задач. Как правило, информация о таких встречах заблаговременно публикуется на официальном сайте прокуратуры и в Телеграм-канале.
В прошлом году к нам на личный прием обратились почти 2 тысячи граждан, при этом 62% принятых жалоб удовлетворено.Число разрешенных прокурорами обращений с каждым годом растет, что свидетельствует о доверии к органам прокуратуры со стороны населения. И эту важную для людей работу Восточно-Сибирская транспортная прокуратура будет продолжать.
Запишите телефон:
С заявлением по фактам нарушений законодательства можно обратиться в Восточно-Сибирскую транспортную прокуратуру через Единый портал прокуратуры, через Госуслуги или по адресу: Иркутск, ул. Карла Маркса, 7А. В здании прокуратуры ежедневно в рабочее время проходит личный прием граждан. Круглосуточный номер телефона дежурного прокурора: 8-914-011-68-91.
При содействии пресс-службы ВСТП