142 жалобы на загрязнение водных объектов поступило в экологический надзор Иркутской области в 2024 году

19 марта, в канун Дня водных ресурсов (отмечается 22 марта), в пресс-центре газеты «Областная» состоялась пресс-конференция на тему: «Водопользование в Иркутской области».

Антропогенная нагрузка приходится в большей части на забор водных ресурсов и сброс сточных вод. Забор водных ресурсов приносит основной доход государству по плану  федерального бюджета, – рассказал начальник отдела водных ресурсов и водопользования министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Харис Мирсияпов. На территории Иркутской области представлено три бассейна – реки Ангара, Лена и озеро Байкал. В общей сложности у нас порядка 400 хозяйских субъектов на этих территориях.

Из доведённого плана по поступлениям в Федеральной бюджет план Иркутской области перевыполнен и составил 110%.

Порядка 430 млн руб. поступило в федеральный бюджет за пользование водными ресурсами. При этом притока водопользователей нет, но государство в качестве регуляторов применяет повышение ставки платы, планирование новых бюджетов с учётом планирования расценок на каждой бассейн. Основные водопользователи у нас сконцентрированы в бассейне реки Лена. Это крупные производства нефтегазовой добычи, где на производстве в технологических процессах используется вода.

Акватории бассейнов берут под конкретные цели – отстой судов, организация рекреационных задач и т.д. За это плата рассчитывается отдельно, и с точки зрения экономики и пользования водными ресурсами составляет менее 1%.

Ежегодно в рамках переданных полномочий, кроме того что нам предоставлено от Федерального центра право предоставления пользования водными объектами, в регион поступают средства на охрану водных объектов и предотвращение негативного воздействия. Под охраной водных объектов понимается установление их границ, определение водоохранных зон. На предотвращение негативного воздействия вод часть средств, направленных в Федеральный центр, возвращается в субъекты в виде субвенций на расчистки, руслорегулирование,  углубление. В том числе Федеральный центр всегда открыт для диалога в части финансирования крупных, масштабных объектов, таких, например, как Цесовская набережная в городе Иркутске, Байкальская набережная. Это два крупных объекта, которые реализуются в настоящее время.

В 2024 года федеральные показатели средств на негативное воздействие вод были выше, чем в 2025 году. Объём финансирования уменьшился, тем не менее, мы продолжаем участвовать в Федеральном проекте «Защита от наводнений». Не все субъекты представлены в этой программе. Реализуется крупное мероприятие в Слюдянском районе, где на протяжении уже нескольких лет расчищается больше 10 водных объектов. Большая часть объектов сделана в 2024 году. Еще одно из наших крупных мероприятий – расчистка русла реки Ушаковка. Это тоже долгоиграющий проект, он разбит на несколько этапов. Общая протяжённость составляет порядка 7,7 км по городу. Среди подрядчиков компании по строительно-монтажным работам, строительному контролю, авторскому надзору. К ним предъявляются определённые требования – опыт работы, техника безопасности и т.д. Основные показатели эффпективности – протяженность расчистки и количество защищённого населения.

– Под контролем Службы государственного экологического надзора находится более 60 тысяч водных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, – отметил руководитель службы государственного экологического надзора Иркутской области Николай Сафронов. – Это речки, ручьи, родники, болотно-озёрные комплексы. Служба на регулярной основе осуществляет надзор за ними, проводит мониторинг и в случае необходимости принимает те или иные управленческие решения, направленные на сохранения водных объектов.

Мы непосредственно работаем с жалобами от населения.

Так в 2024 году поступило 142 жалобы на загрязнение водных объектов, нарушение акваторий и т.д.

На все жалобы специалисты службы реагируют незамедлительно, производится выезд на место, в случае необходимости привлекается аккредитованная лаборатория. В рамках действующего законодательства все контрольные (надзорные) мероприятия со взаимодействием с контролируемым лицом согласовываются с органами прокуратуры, также специалисты службы принимают участие в проверках прокуратуры.

По итогам 2024 года только по штрафным санкциям в консолидированный бюджет вернулось 2,6 млн. рублей.

Помимо штрафных санкций в случае нанесения ущерба водному объекту специалистами производится расчет вреда, суммы которого могут значительно превышать штрафные санкции.

Например, по поступившей к нам из Республики Саха (Якутия) информации о загрязнении реки Витим взвешенными веществами со стороны Иркутской области, областной прокуратурой организована проверка предприятий золотодобычи осуществляющих свою деятельность в Бодайбинском районе с привлечением в качестве экспертов специалистов службы. Выявлены неисполнения норм водного законодательства в следствии чего причинён вред водному объекту при неудовлетворительной работы илоотстойников. Мы подготовили мотивированное заключение специалиста, провели расчет вреда. Прокуратура в рамках своих полномочий составила протокол об административном правонарушении, направила его нам на рассмотрение, ущерб возмещен предприятием в полном объёме в добровольном порядке .

В Иркутске есть ручей Волчий ключ, который впадает в наше водохранилище. К нам поступила жалоба, что кто-то незаконно его расширяет и строит причал без разрешения Министерства природных ресурсов и экологии. В итоге Арбитражным судом принято решение о восстановлении акватории ручья в первоначальный вид. Таких нюансов у нас много. Поступает информация от граждан по канализационно-очистным сооружениям и т.д.

Мы получаем информацию от Иргидромета, работаем с различными органами и организациями. Например, поступила информация, что в районе впадения реки Ушаковки идёт превышение по нефтепродуктам. Специалисты отобрали пробы и, к счастью, ничего не выявили. Но в рамках этой проверки мы вывели нелегитимные выпуски, сообщили в Министерство природных ресурсов и продолжаем работу в судебном порядке.

Николай Сафронов обратил внимание, что при обращении граждан не всегда указывается точный адрес негативного события. Приходится при проведении оперативно-следственных мероприятий тратить много времени на поиск. Было бы хорошо, если бы граждане в своих обращениях писали геометки, указывали точку на карте, делали фотографии с привязкой к местности. Сейчас у каждого в смартфоне есть такая возможность.