На фронт – вслед за сыном
Жительница Киренска Татьяна Шевченко – мама и жена героев СВО. Ее сын Иван Монаков воюет на передовой. Муж Андрей Шевченко, штурмовик с позывным Скиф, погиб при выполнении воинского долга. Несмотря на невыносимую боль, сильная женщина продолжает свое большое дело. Она – организатор гуманитарной группы «Полевая кухня».
Боец с позывным Поэт
Иван и Андрей ушли на фронт один за другим. Татьяна с мужем были в курортной поездке, когда мобилизованному сыну в сентябре 2022 года пришла повестка. Ивана Монакова направили в город Юргу, где к командировке «за ленточку» готовили иркутский полк. Парень обучался военному делу, тактической медицине. Попал в минометное подразделение, где воюет до сих пор.
В августе Ивану исполнится 28 лет. Учился хорошо, много лет занимался в театральной студии. Светлый, веселый, талантливый парень, общественник, душа компании, он таким и остался на фронте. Боец с позывным Поэт пишет стихи. О своих боях и испытаниях маме никогда не рассказывает – бережет.
«Там Россия, там русские»
История Андрея и Татьяны – это история большой любви и преданности. Татьяна не может говорить о супруге без слез: Андрей был надеждой и опорой семьи. Приемный сын Ваня стал для мужчины родным. И когда парень отправился на фронт, Андрей засобирался следом. И дело было не в деньгах – мужчина трудился руководителем на большом предприятии, хорошо зарабатывал. Родился Андрей в городе Лутугино Луганской области. Сказал жене: «Кто, как не я, должен освобождать родину? Там Россия, там русские».
В Луганске сегодня живет его двоюродная сестра Ирина – верный помощник Татьяны Шевченко в делах доставки гуманитарных посылок. Во время украинской оккупации ЛНР Ирина пережила, казалось, невыносимое – бомбежки, холодные подвалы, голод.
Самое страшное, что то же самое в свое время испытала бабушка Татьяны – Надежда Григорьевна, ребенком пережившая оккупацию Украины фашистами. Страшно было спустя 80 лет видеть на луганской земле людей в форме с нацистской символикой. «По ту сторону прицела поднял голову фашизм. Не проедут БТРы, я отдам за это жизнь», – поют сегодня парни-луганчане в окопах.
«Ты будешь знать, где меня искать»
Андрей попал на Украину 6 декабря 2022 года, Иван уехал на позиции под новый 2023 год. Фронтовая судьба распорядилась так, что долгое время отец и сын воевали на одном направлении. Шли бои за контроль над городом Кременная и окрестными территориями. Андрей попал в штурмовой отряд, один из тех, что сражались на самых сложных участках наступления в зоне СВО. Боец с позывным Скиф, дослужившийся до командира роты, со своими штурмами умел эффективно действовать в ближнем бою, когда расстояние до противника исчислялось метрами. Подразделение привлекали и к более сложным операциям, включая диверсии, корректировку артиллерии в тылу врага и захват опорных пунктов.
Смерть словно примеривалась к мужественному Скифу. Три раза – выходя с позиций, эвакуируя раненых, Андрей получал ранения. Нежно берег Татьяну, о ранениях не упоминал. И лишь однажды во время разговора по видеосвязи не смог скрыть рану на затылке.
С самого начала СВО Татьяна Шевченко создала в Киренске гуманитарную группу «Полевая кухня». Женщины моют, чистят овощи, сушат и формируют смеси, которые нужно заваривать кипятком. Так бойцы в окопах получают борщ, суп с курицей, молочную кашу с цукатами, печенье с сухофруктами и орехами.
– Наши с передовой и подсказали мне идею заготовки сухих домашних супов, – рассказала Татьяна.
Вместе с гуманитарным грузом в содружестве с «Народным фронтом» она не раз выезжала в зону боевых действий, доставляя нашим бойцам все необходимое.
Короткие встречи Татьяны с мужем в прифронтовой зоне были поистине счастьем. Она давно хотела уехать поближе к своим любимым мужчинам. Андрей останавливал, говорил: «Если ты будешь близко, я не смогу работать». 5 октября 2024 года при выполнении воинского долга на территории Донецкой народной республики 40-летний Андрей погиб.
– Случалось, что долго не было связи. Приходилось переживать мучительную неизвестность. Он сообщал мне, где находится, и говорил: «Если что – ты будешь знать, где меня искать». А потом пришла страшная весть, – вспоминает Татьяна Валерьевна. – В нашу последнюю встречу, когда я ехала в зону СВО с гуманитаркой, времени было очень мало – у меня в кармане лежал обратный билет на поезд. Я торопилась, мы побыли вместе шесть часов и расстались.
Жизнь продолжается
В апреле будет полгода, как нет Андрея. Татьяна до сих пор чувствует себя плохо. Порой мысли путаются, а дела валятся из рук. Но помощь фронту и забота о других позволяют ей отвлечься от личной потери. Помогать военнослужащим и их семьям стало для нее смыслом жизни.
Сын Иван на фронте как-то потерялся на месяц, не было ни звонка. Татьяна узнала у командования, что у парней на передовой отсутствует связь. Неравнодушные земляки помогли закупить комплект связи для военных. «Полевая кухня» тоже продолжает работать.
– Уже более 90 тысяч порций мы изготовили, продолжаем формировать очередную партию. Я открыла некоммерческую организацию помощи воинам СВО, участникам, ветеранам боевых действий – афганцам, тем, кто воевал в Чечне. Недавно собрали средства, купили дрон нашим ребятам. Работаем с детьми в садах и школах, проводим мастер-классы, занимаемся сбором подарков солдатам. Мои волонтеры – как одна семья, золотые люди, – рассказывает Татьяна.
Говорит, что как только восстановит душевные силы, уедет в Луганск. В переполненном военном госпитале нужны рабочие руки.
Весной она поджидает сына в отпуск. А еще Ивана «на гражданке» ждет девушка Ариза, которая тоже работает в «Полевой кухне». Жизнь продолжается.