Сеанс групповой психотерапии
В Иркутском драмтеатре поставили спектакль по рассказам Чехова
Искрометную комедию в атмосфере палаты для душевнобольных поставил на камерной сцене Иркутского драматического театра им. Н.П. Охлопкова режиссер Геннадий Гущин. Спектакль «Поговорим о странностях любви» проникнут юмором, как и рассказы Антона Чехова, по которым он поставлен. Жанр постановки, обозначенный как «Сеанс групповой психотерапии», настраивает зрителей на рефлексию, заложенную, по мнению режиссера, в произведениях автора.
– Произведения Антона Павловича Чехова актуальны всегда, если внимательно вчитываться, кажется, что он писал про сегодняшний день, – отметил заслуженный артист РФ Геннадий Гущин. – Размышляя над его рассказами, пьесами, дневниками, я всегда невольно начинал думать про свою жизнь, пытался в ней разобраться. Сам автор говорил, что в своей прозе он хотел выразить очень простую мысль – как глупо и бездарно мы проживаем свою жизнь. Обратить наше внимание на этот факт, чтобы мы постарались что-то изменить.
Попадая на камерную сцену, еще до начала спектакля зрители погружаются в особую атмосферу. Художник-постановщик, заслуженный деятель искусств России Александр Плинт создал на сцене то ли кабинет врача, то ли палату для душевнобольных. Приглушенный свет, мягкие стены, кушетка, ширма, на рабочем столе – колбы и мензурки. На спиртовке парит какая-то жидкость, распространяя специфический больничный запах. Художник по костюмам Оксана Готовская усилила эффект, нарядив героев в холщовые халаты. Сбрасывая больничные робы, они за секунду перевоплощаются, рассказывая истории своих болезней.
Оказывается, что причина болезней всех героев в спектакле – любовь, которая приобретает различные формы. Ее природу исследует доктор (Сергей Кашуцкий). Вместе с фельдшером (Сергей Исупов) они связующие персонажи этой постановки. Артисты Анна Дружинина, Антон Залетин, Зоя Соловьева и Екатерина Финк, талантливо перевоплощаясь, исполняют в спектакле роли сразу нескольких персонажей – от роковых героев до смиренных жертв губительной страсти. В основе спектакля рассказы: «Хористка», «Тина», «Медведь» и «Неприятность».
– Перевоплощаться в разных героинь очень интересно, – рассказала Анна Дружинина. – Мне кажется, в жизни мы гораздо больше ролей за один день можем сыграть, а ученые считают, что у каждого человека порядка 25 субличностей. Мои героини, действительно, разные, но у каждой есть своя страсть, своя правда, которую они активно отстаивают. Например, для Поповой – это верность умершему мужу. Пока она верит, что будет ее соблюдать, ощущает себя сильной, но когда понимает, что у нее появляются новые чувства, она обнаруживает в себе слабость.
Особенно удался Анне Дружининой образ роковой Сусанны из рассказа «Тина». Акцент, особая пластика, роковой взгляд. Совсем другой образ – романтичной, но смелой женщины актриса воплощает в роли вдовы Поповой из рассказа «Медведь». Играя Колпакову, она, напротив, становится хитрой и расчетливой, обирая до нитки бедную хористку, роль которой с наивным очарованием исполнили Екатерина Финк и Зоя Соловьева. Разные характеры недалекого мужа, одураченного поручика и дерзкого, пылкого влюбленного очень убедительно удались Антону Залетину.
Но, как оказалось, у любви множество ликов, и не все в ней сводится к отношению между полами, поэтому каждый зритель наверняка найдет в этой постановке то, что понятно и близко его сердцу.
– Наш доктор пытается разобраться в том, что такое любовь, услышав историю своих больных, и понять почему же он давно не испытывает это чувство, – пояснил Геннадий Гущин. – Рассматривая все ипостаси этого чувства – от губительной страсти до самопожертвования, он приходит к мысли, что любовь – это нечто большее, чем взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Поэтому, выясняя отношения с фельдшером, он заканчивает наш спектакль словами: «Робить, то есть работать, будем завтра, а сегодня хотя бы научимся любить друг друга».
Спектакль «Поговорим о странностях любви» получился атмосферным, полным искрометного юмора и ярких образов. И, возможно, некоторые зрители, действительно, испытают во время просмотра катарсис, ведь именно такую цель ставили перед собой создатели спектакля.