Эвенкийский наряд с цифровым оленем
Иркутская мастерица Евгения Гомбоева шьет костюмы для соплеменников со всей Сибири
Рабочий график мастера декоративно-прикладного искусства по пошиву традиционной эвенкийской одежды, дизайнера Евгении Гомбоевой расписан буквально по дням. Ее небольшая мастерская едва справляется с заказами, которые поступают из разных уголков Сибири. Вряд ли ошибусь, если скажу, что подавляющее количество национальных нарядов от Красноярского края до Якутии и китайских провинций, где проживают эвенки, пошиты Евгенией Гомбоевой, либо ее ученицами.
Сегодня Евгения Батомунхоевна принимает участие в масштабном проекте «Сибирская экспедиция», объединившем художников, ремесленников, мастеров народных художественных промыслов и творческих предпринимателей 17 регионов России.
Ее работа «Этномастерская «Олан»: традиционные мотивы и инновации в современном дизайне» успешно прошла во второй тур проекта. У иркутской мастерицы есть все шансы презентовать свой проект осенью во время проведения дней Академии русской культуры в Омске:
– К моменту подачи заявки в «Сибирскую экспедицию» мы уже начали разрабатывать современную одежду на основе традиционного костюма эвенков, потому что представители национальных общин уже просили пошить практичную одежду. В традиционном костюме эвенков много вышивки из бисера. Во-первых, это достаточно трудоемкая работа, а во-вторых, наряд не столь практичен для повседневной носки и довольно тяжелый. Поэтому как вариант частично национальные орнаменты планировали нанести с помощью цифровой печати, а бисер служил бы уже дополнением к оформлению наряда.
Мы разработали женский шейный платок с оригинальном принтом – петроглифом в виде человека, считаем, что это эвенк, оседлавший оленя. Для движения вперед необходимы новые знания и опыт, которые, надеюсь, получу, участвуя в «Сибирской мастерской».
– Евгения, а когда вы сшили первый полноценный национальный костюм?
– Тогда я работала в центре «Аруна» в Улан-Удэ и сшила наряд, основываясь на материалах журнала «Северные просторы», в котором было опубликовано подробное описание элементов и орнамента национального эвенкийской костюма.
Со временем стали поступать заказы, география расширилась, помимо Бурятии и Иркутской области, нашу работу заметили в Красноярском, Забайкальском краях, институт народов Севера из Санкт-Петербурга попросили пошить костюмы для ансамбля, а потом пригласили в Китай.
– Вы ездили в Китай, чтобы помочь шить костюмы?
– Да, в 2009 году известный балетмейстер, хореограф, директор и художественный руководитель объединенного Бурятского государственного национального театра песни и танца «Байкал» Дандар Бадлуев по приглашению правительства г. Гэнхэ провинции Хулун Буир (КНР) работал над постановкой эвенкийского танцевального спектакля «Прекрасная Алагуя». Я жила в Улан-Удэ, и он меня пригласил в этот проект. Мы работали в Пекине, вместе со мной работали закройщики, швеи из оперного театра. Получилась невероятно красивая постановка, и наряды, думаю, сыграли не последнюю роль.
– Один из самых масштабных проектов вашей мастерской – изготовление костюмов для героев российско-французской драмы «Серко». В чем была сложность или особенность заказа?
– В первую очередь ограниченное время. За месяц предстояло сшить восемь разных костюмов. Позже я узнала, что команда во главе с французским режиссером Жоелем Фаржем искали мастеров по всей России, были в Иркутске, ездили в Якутию, но никто не брался за этот заказ, а потом они каким-то образом вышли на меня.
– С чего непосредственно началась работа над костюмами актеров, насколько они соответствовали традиционным нарядам эвенков?
– Из Санкт-Петербурга привезли старинные эвенкийские костюмы, точные копии которых и предстояло изготовить. Изначально костюмы заказали из сукна, а потом передумали и попросили сшить из натуральной кожи, с использованием конского волоса, который заказали в Монголии. И одна, конечно, я бы не осилила этот заказ, времени просто не хватило бы. Пришлось прибегнуть к помощи родных. Мама моя тогда еще была жива и достаточно хорошо шила, сестра, активное участие принимала невестка, ну и дочка, на тот момент десятиклассница, вышивала бисером. Днями и ночами сидели, чтобы успеть в срок. В целом, конечно, масштабный заказ получился, интересно потом было смотреть свою работу на большом экране. В домашнем альбоме храню фотографию актеров в моих нарядах.