Фото:
Юлии КУЗИНОЙ
09.04.2025 11:54

Редкая птица

Усть-Илимский фотограф рассказала о наблюдении за пернатыми

«Радость бескровной охоты пришла ко мне вместе с фотоаппаратом»: более десяти лет жительница Усть-Илимска Юлия Кузина занимается бердвотчингом – наблюдением за птицами. Сибирская тайга, горные вершины, озера, реки и даже городские парки – везде можно встретить пернатых. О своем необычном хобби Юлия рассказала «Областной».

 

– Юлия, что такое бердвотчинг и чем он для вас является?

– Бердвотчинг – это наблюдение за птицами в их естественной среде обитания. Бердвотчер отмечает, что за птицы прилетели, когда, в каком количестве, что делали, куда полетели дальше и т.д. Эти данные вносятся в специальные таблицы, которые анализируют профессиональные орнитологи. Для меня бердвотчинг – это единение с природой, гармония в душе и, конечно же, отдых. Сейчас бердвотчинг по воздействию на внутренний мир человека сравнивают с йогой.

 

– Как вы пришли к этому?

– Любовь к природе мне привил отец – охотник, рыбак, он научил меня понимать и бережно относиться к природе и всему живому. А радость бескровной охоты пришла ко мне вместе с фотоаппаратом: ты испытываешь те же эмоции, что и охотник: азарт, нетерпение, но при этом ты не убиваешь, а лишь наблюдаешь, не вмешиваясь в природу. А когда получится удачный кадр, то это еще и восторг, удовлетворение.


«Скандал» – золотистые щурки, Астраханский заповедник

 

– 4 марта в Усть-Илимской картинной галерее открылась выставка ваших фоторабот «Шепот природы». Расскажите о ней.

– Это моя вторая персональная выставка. В нее вошло чуть больше 80 фотографий, сделанных за последние три-четыре года. Здесь представлены не только снимки птиц и животных, но и немного пейзажей. Стараюсь выбирать для экспозиции фото не только художественные, но и интересные по содержанию, чтобы во время экскурсии рассказывать удивительные факты из жизни птиц. Еще с выбором мне помогают мои коллеги из городского фотоклуба «Аргентум», куратором которого я являюсь уже около 20 лет.

Больше всего посетителей выставки поражает большое разнообразие птиц родного края. Обычно люди знают не более пяти видов птиц – голубь, воробей, ворона, синичка ну и снегирь. А когда на фотографии видят глухаря, удода, цаплю и других, удивляются, что у нас есть такие птицы. Ну и, конечно, интересно узнавать подробности из жизни птиц. Какие птицы моногамны, кто разговаривает с птенцами еще на стадии яйца, у кого язык оборачивается вокруг головы, а у кого уши располагаются на разной высоте.


«Безмятежный сон» – большой улит, Усть-Илимский район

 

– Есть ли соревнования среди наблюдающих за птицами в России?

– В России бердвотчинг только набирает обороты, соревнования начали проводить, но пока только в европейской части страны. А вот орнитологические экскурсии есть и в Сибири. В Алтайском крае, в Новосибирской области есть серьезные специалисты. С прошлого года я начала проводить экскурсии по птицам на свежем воздухе для горожан. Мы выезжаем за пределы города, но пока ограничиваемся только одним днем.

 

– Какая одежда и техника нужны?

– Одежда должна быть в первую очередь комфортной и теплой, защищающей от ветра, ведь придется долго стоять неподвижно. Если вы хотите подойти к птицам поближе, то одежда должна быть незаметная, без ярких акцентов. Любому наблюдателю для начала нужен бинокль, справочник-определитель птиц, например, Вадима Рябицева и блокнот.


«Когда показываешь удода, никто не верит, что у нас бывают такие яркие птицы»

 

– А в Усть-Илимском районе каких птиц можно наблюдать?

– Усть-Илимск располагается в тайге на берегу Ангары, а по реке проходит миграция птиц в весенний и осенний периоды. Поэтому видовое разнообразие очень большое. Это околоводные и водные птицы, хищники и боровая птица. Различные кулики, утки, гуси и мелкие птахи. В городе – свиристели, щеглы, синицы, дятлы, поползни, чечетки, совы. Когда показываешь удода, никто не верит, что у нас бывают такие яркие птицы. Чем больше ты ходишь, тем больше видишь.

 

– Какие сюжеты вы сами чаще всего ищете для фоторабот?

– Раньше я фотографировала, руководствуясь тем, что увидела – уже хорошо. Конечно, обязательно, чтобы птица сидела красиво, был размытый фон, но лет 10 назад поняла, что нужен сюжет. В идеале – брачные игры, когда они танцуют, или когда кормят птенцов, но, к сожалению, птицы нам не позируют, и бывает по-разному. Я ценю, когда снимок получается художественным: на закате или восходе, когда очень красивое небо.


«Шаман» – ворон, Приморский край

 

– Где обычно ищете героев?

– Для меня одно из главных составляющих счастливой жизни – это путешествия. И когда раздумываю над маршрутом, то ориентируюсь на близлежащие заповедники, национальные парки. Например, очень хотелось поснимать золотистую щурку – я поехала снимать в Астраханский заповедник. Все хотелось стенолаза увидеть: поехала в Дагестан, не нашла, но зато сняла «птицу счастья» – синего дрозда. Потом поехала в Узбекистан – снова неудача, стенолаз – птичка сложная, редкая. Она маленькая, похожа на поползня, черно-серая, а когда вспархивает, раскрывает ярко-малиновые крылья. Живет высоко в горах, и найти ее сложно.

 

– Какую птицу хотели бы запечатлеть?

– У меня особая любовь к японским журавлям, очень хочу их увидеть. Предполагаю съездить в Даурский заповедник, там они редко, но встречаются, или в Приморский край.

Областная газета № 39 (2829) от 9 апреля 2025