«У природы богатая палитра»
В Иркутске проходит выставка берестяных картин, созданных по уникальной технологии
Выставка работ «Берестяные картины в технике пластинчатой мозаики» открылась накануне в Иркутском городском выставочном центре им. В.С. Рогаля. Ее автор – член Союза мастеров народного искусства «Оникс» Александр Прохоров – работает в уникальной технике берестяной интарсии и является последователем выдающегося иркутского художника Евгения Ушакова. Практически все его работы находятся в частных коллекциях не только в России, но и за рубежом, например, в Ватикане.
Александр Прохоров родился в 1953 году в Кемеровской области. С детства увлекался рисованием, чеканкой, отливкой фигур из гипса. В армии был полковым художником. В 1987 году, уже в зрелом возрасте, он поступил в Иркутское училище искусств на художественное отделение. И здесь его талант стал раскрываться с новой силой: все живописные работы, рабочие этюды, эскизы сразу уходили в фонд училища в качестве наглядных пособий для студентов. Во время учебы Александр Владимирович получил первые навыки работы с берестой. С тех пор не расстается с ней и уже 38 лет работает в сложной и трудоемкой технике пластинчатой мозаики.
Берестяные картины мастера представляют собой цельные многоцветные полотна, где сотни и тысячи берестяных пластинок с ювелирной точностью подогнаны друг к другу по форме, цвету и фактуре, удивительным образом создавая иллюзию живописного холста. Этой уникальной по сложности, трудоемкости и эффектности технологией в России владеют единицы мастеров.
– Несмотря на то что Александр Владимирович – человек уже немолодой, нынешняя выставка для него – первая. Полагаю, что это мероприятие – задел на будущее для мастера, – прокомментировала исполнительный директор Союза мастеров народного искусства «Оникс» Елена Гусева. – Все работы, которые вы здесь видите, находятся в частной собственности иркутского предпринимателя Вадима Юрьевича Перевозникова. Сейчас в его коллекции больше двух десятков берестяных полотен. Понимая большую художественную ценность и уникальность авторских работ, Вадим Юрьевич любезно согласился предоставить их для выставки, за что мы ему очень благодарны.
Сюжетами картин мастера нередко становятся исторические события и личности, изображения животного и растительного мира, памятники зодчества и архитектуры. Самую объемную из представленных картин – «Глухари» – мастер делал больше четырех месяцев. На ней изображены два токующих глухаря, которые собираются вступить в битву за глухарок.
– Самого большого глухаря я создавал месяц. Он весь состоит из кусочков бересты, поэтому кажется цельным. Второго делал 28 дней, а корягу – 16, – вспоминает мастер. – На «Куликовскую битву» ушло примерно полтора месяца. В среднем одна работа занимает месяц. Многие мастера занимались берестой в 90-е годы, но не все выдержали: это очень кропотливый труд, требующий большого терпения.
С годами Александр Прохоров выработал собственную технологию. Сначала он делает наброски, эскизы, после чего решает, какой именно сюжет планирует написать. Затем набросок будущего произведения раскрашивается гуашью. Потом постепенно берестой заполняется полотно картины. Начинает мастер с крупных деталей, подгоняя природный материал так, что между кусочками нет никаких швов.
В его произведениях нет ни одной линии, выполненной краской или карандашом. Все полотна сделаны исключительно из бересты, которую он собственноручно собирает в лесу. Берет бересту с упавших или сгоревших деревьев. Все картины особым способом обрабатываются, благодаря этому береста не высыхает, не меняет своих свойств и цвета со временем.
– У природы богатая палитра, – подчеркивает мастер. – Чтобы сделать императорскую ленточку холодного цвета для портрета Александра III, я нашел бересту холодного синеватого цвета и наклеил ее обратной стороной. В этой картине использована внешняя и внутренняя сторона бересты. Недели полторы-две я делал ожерелье для портрета Екатерины Великой. Для меня было очень важным – передать блеск камней. С помощью бересты добиться этого эффекта не так-то просто. Даже художники не могут понять, как это делается. Пробовали, не получается. В каждую работу я старюсь привнести пусть небольшое, но новшество. Прекрасно понимаю, как важно двигаться вперед.