В Иркутском ТЮЗе поставили спектакль о коварном соблазнителе
Мрачная атмосфера порока окружает главного героя нового спектакля «Дон Жуан сейчас» на сцене Иркутского областного театра юного зрителя им. А. Вампилова. Его поставил Денис Луценко — режиссер, преподаватель сценического движения и фехтования Иркутского театрального училища им. В. Венгера. В основе инсценировки сразу два произведения — Жана Батиста Мольера и Александра Пушкина. Автор постановки решил переосмыслить классический текст с учетом современных реалий.
— Мы перенесли классический сюжет в современные реалии, дополнив его актуальными темами о любви, свободе и выборе, которые волнуют нас сегодня, — отметил он. — «Дон Жуан сейчас» — это возможность задать себе важные вопросы о человеческих отношениях в современном мире.
Постоянными спутниками вечного любовника становятся фигуры в черном и зловещих масках — то ли личные демоны дона Жуана, то ли души убитых им мужчин. Мрачные готические декорации Юлии Панфиловой с крупной каменной кладкой, металлическими решетками и пыльной паутиной на них навевают впечатления о монастыре или склепе. Серо-черный монохром постановки нарушают только белые и красные костюмы героев.
Однако, дон Жуан (Александр Стерелюгин) ведет развеселую жизнь. Главная его страсть – женщины и ради них он готов на обман и даже убийство. В первой же сцене он соблазняет сразу двух крестьянок Матюрину (Мария Леончук, Любовь Черная) и Шарлотту (Анна Терехова, Маргарита Тубарова). Причем, одна из них — невеста спасшего его крестьянина.
После любовных сцен, в которых фигуры в черном тоже принимают участие, иногда закрывая от зрителей происходящее, а порой подталкивая их к определенным действиям, бывшие подружки дерутся не на жизнь, а на смерть. А дон Жуан, позабыв о них, отправляется в Мадрид, по пути спасая от бандитов дона Алонсо (Илья Ветров) — брата покинутой им супруги доны Анны (Наталья Маламуд, Людмила Ревтович). По пути он заходит в монастырь и на могиле убитого им Командора видит его вдову донну Анну (Анастасия Чемоданова), которую тоже собирается соблазнить. Прибыв в Мадрид он идет к своей бывшей возлюбленной Лауре (Александра Бринько) и застав у нее второго брата донны Анны — дона Карлоса (Андрей Гончаров) убивает его. В постановке много эффектных боев на шпагах и пластических номеров.
Слуга дона Жуана Сганарель (Филипп Черный) пытается уговорами наставить безбожника и развратника на путь истинный, но главный герой даже слушать не хочет об этом. Не случайно образ дона Жуана в мировой литературе — это хрестоматийный символ конфликта общественной морали и личных желаний. Его попытка соблазнить вдову становится последней каплей и героя настигает кара — его убивает статуя Командора. В спектакле пришествие каменного гостя решено в виде появления на сцене огромных рук и маски в глубине сцены.