Легендарная «Анна Каренина»

В Иркутске показали балет Бориса Эйфмана

Трагическая судьба страстной натуры, выраженная языком классического танца. 19 и 20 апреля на сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского представили балет «Анна Каренина» по роману Льва Толстого на музыку Петра Чайковского Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана. Спектакли состоялись в рамках программы «Большие гастроли» министерства культуры России.

Зал был полон. И казалось, что зрители не только сопереживали страданиям замужней женщины, влюбленной в страстного офицера Вронского, но и сочувствовали ее супругу Каренину. Ведь все, что происходило на сцене, было понятно без слов даже тем, кто не читал роман. Борис Эйфман отсек в своем спектакле все лишнее – второстепенных персонажей, побочные сюжетные линии и сосредоточился на судьбе главной героини. О том, что ее трагедия, по замыслу автора балета – в физической неудовлетворенности супружескими отношениями, мы узнаем в самом начале в сцене на супружеском ложе, которая при этом сделана без намека на какую-либо пошлость. В первом же эпизоде мы также видим сына Анны, который играет с детской железной дорогой. Замкнутый круг, по которому движется поезд, кажется своеобразным символом всей этой истории. Чувствуется, что героиня очень любит своего сына, но желание быть по-женски счастливой в какой-то момент становится выше семьи.

Моя Анна Каренина – необыкновенная женщина с тяжелой судьбой, – отметила исполнительница главной роли Елизавета Хохлова. – Она страстная, романтическая натура с внутренней трагедией. Наверное, еще и поэтому из всех балетов, которые я танцую, партия Анны для меня самая сложная и в техническом, и в эмоциональном плане.

В спектакле минималистичные декорации – никаких лишних бытовых подробностей. Все внимание сосредоточено на хореографии. О взаимоотношениях героев мы можем узнать благодаря языку тела в дуэтах – Анна и Вронский, Анна и Каренин. Сложные рисунки партий с эффектными поддержками в каждом случае показывают характер взаимодействия героев. Если в первом случае это страсть и нежность, то во втором – эмоциональное отчуждение и подавление. При этом образ Каренина в спектакле не вызывает отторжение.

Мой герой, по сути, антагонист Каренину, который, на мой взгляд, здесь более положительный персонаж, – отметил исполнитель роли Вронского Артем Лепков. – Ведь он взял на себя ответственность за Анну и все происходящее, но при этом не смог нести ее до конца и, по сути, бросил любимую. В этом, конечно, есть некая трудность в исполнении. Мне непривычно так метаться внутри себя. Но в спектакле главный персонаж все-таки Анна. Вронский и Каренин – это больше обстоятельства ее жизни, поэтому на сцене мы стараемся обрамить наш прекрасный бриллиант.

Эффектны в спектакле и массовые сцены, но в хореографическом рисунке второстепенных героев всегда есть некое единообразие, будь то сцены бала, государственного учреждения или тренировки на плацу. Яркие дуэты, напротив, поражают своей индивидуальностью. И в этом противопоставлении можно увидеть конфликт личности и общества. Особенно сильное впечатление производит последняя сцена, где Анна погибает под поездом. Танцоры, одетые в черное, синхронными ритмическими движениями рук и ног создают ощущение бездушного механизма. Героиня как бы бросается в эту толпу и погибает, а в финале ее тело вывозят на сцену на тележке.

Балет «Анна Каренина», безусловно, один из прекрасных примеров театрального обобщения, когда толстый прозаический роман удается уместить в два часа сценического действа без потери смыслов и ненужного в данном случае осовременивания.

Областная газета № 45 (2835) от 23 апреля 2025