«Мы боремся не с майнингом, а возникшим энергодефицитом»

Майнинг на юге Иркутской области поставили на паузу до 2031 года. С инициативой введения такого запрета к правительству РФ обращался губернатор Игорь Кобзев, и федеральный центр поддержал это решение. Помогут ли ограничения преодолеть сложившийся в регионе энергодефицит, как запрет отразится на будущем цифровой инфраструктуры, повлияет ли на деятельность дата-центров и IT-кластеров? Об этом говорили эксперты на круглом столе в «Точке кипения». Участниками честного и открытого диалога стали представители власти, энергетики, ученые и предприниматели.

 

Тормозит инвестпроекты, под угрозой ввод жилья

Аргументируя свою позицию о полном запрете майнинга, губернатор Игорь Кобзев отметил, что Иркутская область сегодня является одним из центров по добыче криптовалюты в стране. Энергосистема региона испытывает колоссальные нагрузки в осенне-зимний период, когда наравне с деятельностью майнеров население использует электроотопление. Это приводит к частым отключениям электричества.

С приходом аномальных морозов в регионе остро ощущался дефицит энергомощности. Чтобы снизить риски при прохождении отопительного сезона, приходилось через механизм ЧС отключать хозяйствующие субъекты. Ограничения были введены, чтобы этого не делать в ручном режиме, – прокомментировал Константин Зайцев, председатель правительства Иркутской области.

О том, что энергобаланс в регионе испытывает напряжение, говорил и Алексей Хлебов, генеральный директор филиала АО «СО ЕЭС» «Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Сибири». По его словам, по энергопотреблению Приангарье еще прошлой зимой достигло исторического максимума.

Эту зиму удалось пройти хорошо, в том числе благодаря тому, что у нас на 8,5 градуса было теплее, чем в предыдущие осенне-зимние периоды. Мы видим серьезный рост потребления на юге Иркутской области за счет индивидуального жилищного строительства. Так называемый серый майнинг составляет в регионе значимую величину. По оценочным данным, это более 400 МВт, большая его часть сконцентрирована в Иркутско-Черемховском энергорайоне, – уточнил Алексей Хлебов.

Было отмечено, что энергодефицит тормозит реализацию новых инвестпроектов. Константин Зайцев обратил внимание, что при строительстве нового аэропорта в пади Ключевой уже обозначен риск, связанный с подключением электроэнергии. Сегодня никто не может дать гарантии технологического присоединения новых социальных объектов, без которых невозможно обеспечить повышение качества жизни населения. Под угрозой находится выполнение показателей по вводу жилья. Как подчеркнул заместитель министра строительства региона Евгений Ветров, к 2030 году в рамках нацпроектов Приангарье должно обеспечить ввод в эксплуатацию почти 12 млн кв. м жилья. По его словам, для этого необходимо около гигаватта электрической мощности.

 

Если в 2015 году мы вводили 75% многоквартирного жилищного фонда и порядка 25% индивидуального жилищного строительства, то в 2024 году все с точностью до наоборот. 75% от общего объема в 1,6 млн кв. м – это индивидуальное жилищное строительство, и только 25% составляет многоквартирный жилищный фонд, – уточнил Евгений Ветров.

Министр жилищной политики и энергетики региона Анатолий Никитин особо подчеркнул, что правительство региона не борется с майнингом. Сегодня жизненно необходимо купировать ситуацию с возникшим энергодефицитом и обеспечить Иркутской области возможность для дальнейшего развития.

Можно превратить наш регион в один большой дата-центр, но первостепенная задача власти – забота о населении. Поэтому мы ведем диалог со всеми участниками процесса, стремясь найти компромисс. Прекрасно понимаем, что для энергетиков выгодна постоянная загрузка, а значит, получение стабильной прибыли. Но мы видим, что это идет в ущерб устойчивости развития региона, – отметил Анатолий Никитин.

 

Что стало с 300 МВт?

Позицию энергетиков на круглом столе представил заместитель гендиректора по развитию и технологическим присоединениям ИЭСК Сергей Ересов. Он сообщил, что временный запрет майнинга с января по март снизил нагрузку на энергосистему и освободил свыше 300 МВт мощности. Но как показала практика, этот объем не был перераспределен, а остался в собственности хозяйствующих субъектов.

Энергомощности, которые были ранее легально получены майнерами, у них сохраняются. Процедуры их изъятия сейчас нет. Даже выключив свои установки, майнеры все равно остаются владельцами закрепленной за ними мощности. В рамках закона они могут от нее отказаться в пользу сетевой организации либо перераспределить на других потребителей, – сказал Сергей Ересов.

Председатель правительства региона согласился, что решение, принятое федеральным центром, – это лишь первый шаг. Теперь необходимо выработать эффективный механизм, чтобы оптимизировать использование свободных мощностей.

Возможно, стоит рассмотреть вариант оплаты за неиспользуемую мощность. Если вам выделено, скажем, 100 МВт, но они не используются, вы должны за это платить. Уверен, что компании и физические лица, обладающие мощностью, но не использующие ее, начнут быстрее перераспределять ее – продавать другим или возвращать энергосистеме, – отметил Константин Зайцев.

В настоящее время, по словам Анатолия Никитина, весь майнинг в Приангарье потребляет 1066 МВт, из которых 419 МВт – на севере области, 647 МВт – на юге региона. На долю «серого», или бытового майнинга приходится 166 МВт из общей нагрузки.

Для преодоления энергодефицита федеральный центр поддержал проект по строительству новой генерации в Усолье-Сибирском. На ТЭЦ-11 будет введено три энергоблока общей мощностью 690 МВт. Вместе с тем председатель правительства предложил всем, чья деятельность связана с майнингом, строить собственную генерацию.

Наравне со строительством новых объектов энергетики возникает вопрос: не исчезнет ли майнинг в обозримом будущем. Не хотелось бы оказаться в ситуации, когда избыточная генерация окажется невостребованной. На прошедшей Энергетической неделе в Москве я обратился к представителям компаний, занятых в майнинге, с предложением подтвердить свое убеждение в успешности данной отрасли делом. Если вы искренне верите в перспективы развития цифровой экономики и криптовалюты, то стройте собственную генерацию, генерируйте, зарабатывайте, обеспечивая себя необходимыми ресурсами, – сказал Константин Зайцев.

 

В ожидании четвертой группы надежности

На круглом столе прозвучало предложение о создании так называемой четвертой группы надежности для майнинговых компаний. Сергей Ересов отметил, что уже разработан проект по введению этой группы потребителей.

Основная проблема нашей компании заключается в том, что мы не можем рассматривать майнеров как особую группу потребителей. Мы обязаны к ним относиться точно так же, как к любому другому потребителю электрической мощности. Поэтому в периоды пиковых нагрузок мы не имеем законного основания останавливать их работу и отключать электроэнергию. Введение четвертой группы позволит ограничивать потребление энергии майнерами в моменты перегрузок по решению системного оператора, – пояснил эксперт.

С этим предложением согласен заведующий электроэнергетическим сектором Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева Сибирского отделения РАН Алексей Осак. Но он в вою очередь считает, что следует ввести систему управления спросом.

 

Системный оператор – «СО ЕЭС» Иркутское РДУ – является одним из лидеров по внедрению цифровых технологий в электроэнергетике. Допустимые перетоки отслеживаются в реальном времени с точностью буквально до минуты. Диспетчер видит не только плановое положение дел, но и фактические запасы с учетом всех текущих ремонтных работ, – объяснил ученый. – Например, когда тепло, имеются электрическая энергия и мощность, значит, их можно предложить к использованию. А когда возникают сложности, наступает зима, морозы, в автоматическом режиме потребление можно ограничить. В условиях дефицита такие потребители будут отключаться, а в условиях избытка энергии – подключаться обратно. Именно цифровые технологии позволяют это сделать, – отметил Алексей Осак.

Кандидат технических наук, главный специалист Института систем энергетики СО РАН, профессор кафедры «Электроснабжение промышленных предприятий» АГТУ Владимир Головщиков представил более радикальную точку зрения:

Согласен с коллегами, что нужно ввести четвертую категорию потребителей и предоставить широкие полномочия региональным диспетчерским управлениям (РДУ). Необходимо принять законодательные меры, позволяющие системному оператору автоматически отключать отдельные группы потребителей при пиковых нагрузках, не запрашивая разрешения.

 

Новая отрасль экономики

Гендиректор компании «Сибстройкапитал» Дмитрий Зуев сказал, что в текущем режиме санкций майнинг является производителем децентрализованного актива:

Децентрализованные активы – это те активы, которые не могут заблокировать страны, так сказать, недружественные, потому что у них нет центра. Такой актив необходим нашей стране в том числе для трансграничных расчетов.

На вопрос Константина Зайцева о налоговой отдаче отрасли Дмитрий Зуев ответил:

Майнинг как отрасль в нашей стране только зарождается. Она очень небольшая с точки зрения федеральной экономики. Там не будет каких-то громадных налоговых поступлений в федеральный центр. Но отдачу от отрасли можно будет увидеть в первую очередь в тех налогах, которые заплатят энергетики, поскольку майнеры платят за электроэнергию.

Будущее за промышленным майнингом, убежден заместитель генерального директора BitRiver Александр Карташев. Компания владеет крупнейшим дата-центром на севере Иркутской области, обеспечивает занятость 700 человек. Также BitRiver обеспечивает реализацию социальных проектов в территориях, где ведет свою деятельность. В прошлом году, например, были приобретены свыше десяти квартир для погорельцев Вихоревки. В этом году в Братске компания построила каток.

Переход от бытового к промышленному майнингу позволит энергетикам контролировать напряжение в сети, нагрузку на сети, не будет никакого дисбаланса в этой ситуации, – подчеркнул Александр Карташев.

Стоит отметить, что к полному запрету майнинга на юге Иркутской области даже в сообществе майнеров нет однозначного отношения. Одни его просто не почувствовали. Другие, наоборот, настаивают на том, что лучше регулировать, чем что-то запрещать. Свои предложения на круглом столе озвучил представитель промышленного союза майнеров и операторов региона. Так майнеры готовы смириться с ограничениями в зимний период во время пиковых нагрузок, но введение тотального запрета может привести к негативным последствиям, в том числе к увеличению нелегального майнинга.

Профессор, заведующий кафедрой конституционного права и теории права Юридического института ИГУ Сергей Шишкин на круглом столе призвал обеспечить баланс интересов:

Глава нашего государства четко обозначил необходимость формирования адекватного и сбалансированного правового регулирования майнинговой деятельности. Наш регион занимает лидирующие позиции в стране в новой формирующейся отрасли майнинга, в ней созданы рабочие места, осуществляются регулярные налоговые платежи в бюджеты различных уровней. На мой взгляд, необходимо обеспечить баланс интересов соблюдения энергетической безопасности и технологического суверенитета страны.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что введение запрета майнинга позволит направлять высвобожденную электрическую мощность на подключение объектов бюджетной сферы, индивидуального жилищного строительства и расширение производства действующих промышленных предприятий. В настоящее время совместно с министерством энергетики Российской Федерации ведется разработка механизмов перераспределения мощностей.

Областная газета № 45 (2835) от 23 апреля 2025