28.11.2014 07:15
Рубрики
Власть
28.11.2014 07:15

Финансовые маневры внутри бюджета

10 принятых в окончательном виде законодательных актов – таков итог 17-й сессии Законодательного Собрания Иркутской области, прошедшей позавчера под председательством вице-спикера Сергея Брилки. В ее работе принял участие 41 парламентарий из 45.

30 поправок больших и не очень

Как известно, причина внеочередных сессий Законодательного Собрания в ноябре-декабре вызвана обязательными тремя слушаниями проекта областного бюджета на следующий финансовый год.

В ходе первого слушания, прошедшего на предыдущей ноябрьской сессии, были утверждены три основных параметра бюджета-2015: годовой доход – 98,8 млрд рублей, расходная часть – 109 млрд рублей и возникающий при этом дефицит в размере 10,2 млрд рублей. При втором чтении законодательное поле сужается – оперировать финансами можно только в очерченных рамках, перекладывая деньги из одной статьи в другую, то есть проводить финансовые маневры внутри бюджета.

В ходе работы над проектом бюджета в его адрес поступило около 30 поправок. Самая крупная, внесенная от имени губернатора, вобрала в себя как пожелания Ассоциации муниципальных образований, областной КСП и прокуратуры области, так и депутатов ЗС, высказанных в ходе публичных слушаний. С помощью внутрибюджетных перемещений изыскано 30 млн рублей на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в городе Нижнеудинске и столько же на проведение экологической экспертизы и закладки здания детской поликлиники в иркутском предместье Радищево.

Все уже осознали, что лишь при наличии опытных и знающих свое дело кадров можно рассчитывать на снижение миллионных потерь от лесных пожаров. Поэтому выделяется 5,5 млн рублей на обучение и подготовку руководителей тушения лесных пожаров. Кадры решают все и в сельском хозяйстве. С целью закрепления молодых специалистов на селе увеличен объем субсидий муниципальным образованиям, направляемых на строительство жилья для молодых семей. В 2015 году они возрастут на 27,7 млн рублей, в 2016 и 2017 годах – на 28,4 млн рублей.

Ряд поправок, внесенных областным советом профсоюзов и уполномоченным по правам человека в Иркутской области и касающихся увеличения ассигнований на образование, комитет по бюджету предложил отклонить. Как объяснила председатель комитета Наталья Дикусарова, в бюджете заложено достаточно финансовых средств на оплату труда педагогических работников с учетом ее доведения до уровня средней зарплаты в промышленности. В случае необходимости эта статья расходов может быть увеличена за счет дополнительных доходов.

В ходе обсуждения председатель комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями Владимир Матиенко поинтересовался ходом строительства, ставшего притчей во языцех, Ледового дворца в Иркутске. Вопрос депутата заключался в следующем: «Если правительство собирается ввести дворец в будущем году, то оно обязано заложить средства на его эксплуатацию в бюджет. Скажите, заложены ли эти средства на 2015 год, и в каких размерах?»

Не заложены, ответила областной министр строительства и дорожного хозяйства Марина Садовская, но это не значит, что объект не будет строиться. «Причем строиться без привлечения бюджетных средств, а за счет не бюджетных источников». Когда Ледовый дворец будет функционировать, зависит от очень многих факторов, и поэтому назвать конкретные сроки пока нет возможности.

Депутат Аполлон Иванов напомнил, что согласно особому статусу Усть-Ордынского Бурятского округа он имеет право на проведение ежегодного областного Сурхарбана. По заведенному обычаю этот традиционный бурятский спортивный праздник проводится поочередно в каждом из шести районов округа. В будущем году он должен состояться в Аларском районе.

– Район уже в пятый раз пропускает свою очередь, и есть опасения, что это может случиться и в шестой. И все из-за отсутствия места проведения. Стадион в Кутулике требует ремонта. Есть поручение губернатора о его проведении, давно готова проектно-сметная документация, но ничего не двигается с места.

Наталья Дикусарова заверила, что все материалы, касающиеся ремонта, переданы в областное министерство спорта, которое и будет главным исполнителем.

32 голосами против семи и одного воздержавшегося проект бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов был принят во втором чтении. В третьем и окончательном чтении он будет рассмотрен через неделю на 18-й сессии Законодательного Собрания.

Уставный суд облачился в мантию

Рекордсменом по количеству внесенных поправок в ходе подготовки ко второму чтению стал проект закона «Об Уставном суде Иркутской области». Их количество перевалило за восемь десятков.

Интерес к этому законопроекту вполне объясним. Идея создания Уставного суда витает в воздухе, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия. Была даже создана Уставная палата, которая рассматривалась как прообраз Уставного суда. Она, правда, не была органом власти, скорее, экспертно-консультативным подразделением, решения которого носили рекомендательный характер. А вот заключения Уставного суда, опекающего Устав области, иными словами конституцию области от неправомерных посягательств или вольного толкования его статей, обязательны к исполнению для всех органов власти, должностных лиц, организаций и граждан. В случае неповиновения наступает юридическая ответственность. Возможно, нежелание иметь лишнюю «карающую руку», распростертую над исполнительной властью, наряду с дефицитом финансовых средств в тот период, и положили идею под сукно.

И вот, когда казалось, что все препоны преодолены, и законопроект выкатывается на финишную прямую, вновь он вызвал, как выразился председатель комитета по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении Борис Алексеев, «определенное оживление в политическом пространстве области».

На заседании комитета столкнулись две поправки. Одна, внесенная от имени губернатора первым замом правительства Виктором Игнатенко, предлагала приступить к созданию Уставного суда уже в следующем году, другая же, автором которой является спикер ЗС Людмила Берлина и группа депутатов ЗС, предлагала повременить до 2016 года, когда финансовые возможности областного бюджета укрепятся. Ведь Уставный суд, даже при минимизации его штата, довольно затратный орган, требующий на свое ежегодное содержание около 32 млн рублей.

Мнения членов комитета разделились. Тремя голосами против двух датой рождения Уставного суда был назначен 2015 год. С этим решением не согласился член комитета, лидер фракции «Гражданская платформа» Владимир Матиенко. Он выступил на сессии с предложением вынести на отдельное голосование поправку Владимира Игнатенко.

Предложение было принято, голосование проведено, и большинством голосов легитимность принятой поправки была подтверждена. В окончательном чтении был принят и сам законопроект.

Завершилась сессия  муниципальным часом, на котором разбиралось положение дел в городских округах и муниципальных районах по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов и работе, проводимой органами местного самоуправления, с земельными участками, на которых расположены бесхозные объекты. Отчет о земельных проблемах, с которыми столкнулись муниципалитеты в последнее время, читайте в ближайших номерах газеты.