08.06.2015 07:15
Рубрики
Власть
08.06.2015 07:15

Бюджету приказано быть экономным

В повестку дня первой из двух сессий Законодательного Собрания, намеченных на июнь, было внесено 16 вопросов. В основном они касались финансового состояния областного бюджета и организационной структуры самого парламента.

Старт выборной кампании

Началось заседание с принятия постановления о досрочных выборах губернатора Иркутской области. Ведущий сессию председатель ЗС Сергей Брилка зачитал текст постановления, в котором выборы назначаются на 13 сентября 2015 года. Кроме того, в нем определены условия, необходимые для выдвижения на этот пост. В частности, в поддержку выдвижения кандидата должно быть собрано 257 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований или глав муниципальных образований Иркутской области.

Отвечая на вопрос депутатов о цене выборной кампании, председатель облизбиркома Эдуард Девицкий определил затраты в 279 млн рублей, согласно смете, подготовленной избирательной комиссией. Это в случае, если кандидаты не наберут половину голосов избирателей и потребуется второй тур. Для выборов в один тур затраты снижаются до 200 млн рублей. Именно такая сумма, пояснил он, была затрачена на проведение выборов депутатов Законодательного Собрания.

34 голосами против двух постановление принято. С его опубликованием в печати будет дан старт кампании по досрочным выборам губернатора.

Пара миллиардов из федеральной казны

О внесении изменений в бюджет-2015 доложила и.о. областного министра финансов Наталия Бояринова. Сегодня бюджет, по ее оценке, переживает не лучшие времена. Сказываются последствия экономического кризиса, под колеса которого попала вся российская промышленность.

Хотя план по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), формирующий примерно четверть доходной части бюджета, выполнен на 102,8%, это на 7,2% ниже прогнозного показателя, предусмотренного программой социально-экономического развития. Отставание происходит из-за снижения темпа роста заработной платы в реальном секторе экономики. А небольшое увеличение НДФЛ достигнуто только за счет работников бюджетной сферы, в отношении которых реализуются майские указы президента.

Мина замедленного действия заложена и под основной источник дохода бюджета – налог на прибыль. Крупные компании, действующие на территории области, излишне оптимистично оценили конъюнктуру рынка и, как выясняется, сделали переплаты налога на прибыль. Сейчас, спохватившись, они подали заявления на возврат излишек, которые исчисляются в размере 7 млрд рублей. Если произвести одномоментное изъятие такой суммы, то, конечно, для бюджета это будет ощутимо.

Несмотря на все эти финансовые вызовы, правительство не пошло на секвестирование бюджета. Во-первых, как заявила Наталия Бояринова, девальвация рубля сыграла на руку алюминиевым и золотодобывающим компаниям, ориентированным на экспортные поставки. К примеру, доходность предприятий цветной металлургии возросла в 10 раз. Если за пять месяцев прошлого года от них поступило в областную казну 100 млн рублей налога на прибыль, то за аналогичный период этого года – более 1,1 млрд рублей.

Во-вторых, правительство ведет переговоры с крупными налогоплательщиками, в частности, с нефтедобывающими компаниями, чтобы они не изымали деньги из областной казны, а зачли переплату как налоговые взносы за будущий год. Есть уверенность, что будет достигнута договоренность по этому вопросу.

И тем ни менее бюджет-2015 претерпел изменения. В доходную часть добавлено 2,2 млрд рублей, поступивших как безвозмездная помощь из федерального бюджета. Это позволило увеличить размер доходов до 100,9 млрд рублей. На 1,7 млрд рублей возросла сумма расходов, составив 111,4 млрд рублей. При этом раскладе дефицит составит 10,5 млрд рублей или 12,5% от собственных доходов.

Федеральные трансферты – это целевые деньги, направляемые на исполнение федеральных обязательств или софинансирование программ. Для области очень выгодны такие партнерские отношения с центром, и она старается войти в большое число программ. Особо продуктивным является сотрудничество в области сельского хозяйства. Именно туда направляется значительная часть федеральной помощи – более 600 млн рублей. Примерно такая же сумма определена сфере дошкольного образования.

Как сообщила Наталия Бояринова, непростая финансовая ситуация потребовала пересмотра всех 18 государственных областных программ:

– Мы вынуждены были принять меры по оптимизации бюджета, исходя из приоритетности. Решено дополнительно направить 80 млн рублей на подготовку объектов ЖКХ муниципальных образований к новому отопительному сезону, а также 20 млн – на предоставление жилья детям-сиротам.

В рамках перераспределения предлагается дополнительно выделить 67 млн рублей на строительство школы в поселке Качуг, 29 млн рублей – на завершение строительства и ввод в эксплуатацию  спортивного комплекса в поселке Кутулик, еще 25 млн рублей – на капремонт палатного блока областной клинической больницы.

Предусматривается также выделение 20 млн рублей на разработку проектно-сметной документации на строительство областного центра по борьбе со СПИДом. Возведение объекта будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, которые уже поступили в объеме 256 млн рублей.

Не забыты и муниципальные образования. Им для бюджетного выравнивания дополнительно определено 372 млн рублей, из которых 172 млн рублей пойдут на поддержку сельских поселений.

Большинством голосов проект закона был принят в первом чтении, а после его доработки на заседании комитета по бюджету, проведенном в перерыве, одобрен во втором и третьем чтениях.

У спикера появилось три зама

Идея о расширении числа заместителей председателя ЗС давно витала в воздухе, пока не оформилась в инициативу группы депутатов, которая и была рассмотрена на сессии. В статью закона «О Законодательном Собрании Иркутской области», регламентирующую наличие одного заместителя, предлагалось внести поправку, которая бы позволила избирать то количество замов, которое сочтут необходимым депутаты данного созыва в течение срока своих полномочий. Одновременно предлагалась возможность совмещения поста заместителя с должностью председателя постоянного комитета или комиссии ЗС.

При одном голосе против и трех воздержавшихся проект закона был принят сразу в двух чтениях, после чего были рассмотрены два варианта постановления о числе заместителей спикера.

Первый вариант, утвержденный на заседании фракции партии «Единая Россия», представил Сергей Брилка. Как он заявил, «единороссы», руководствуясь исключительно целесообразностью, рекомендуют избрать трех заместителей спикера областного парламента, в число которых должны войти председатели комитетов, курирующие наиболее проблематичные на данный момент сферы: бюджет, природопользование и здравоохранение. То есть Наталья Дикусарова, Кузьма Алдаров и Андрей Лабыгин – все члены партии «Единая Россия».

В свою очередь руководитель фракции партии «Гражданская платформа» Владимир Матиенко предложил не отдавать бразды правления одной партии, а руководствоваться при избрании заместителей демократическим принципом, апробированным в Госдуме, где, как известно, посты заместителей занимают представители всех фракций. Для этого необходимо увеличить число замов до четырех человек.

Депутаты отдали предпочтение варианту, озвученному Сергеем Брилкой. В ходе тайного голосования наибольшее число голосов в свою поддержку – 32 против шести – получил председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьма Алдаров, за председателя комитета по бюджету Наталью Дикусарову проголосовали 26 парламентариев.

Это были безальтернативные выборы, ни одна из фракций не противопоставила им своих кандидатов. А вот Андрею Лабыгину пришлось соперничать с председателем комитета по собственности и экономической политике Ольгой Носенко, кандидатом на пост зама от фракции КПРФ. Правда, она проиграла, набрав 12 голосов.